Вероника Веселкова
Развитие образного мышления дошкольников через вариативные художественно-изобразительные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие образного мышления дошкольников через вариативные художественно-изобразительные техники рисования
Каждый ребенок-замечательный ребенок. Дайте двухлетнему малышу карандаш или кисточку, и он начинает выводить каракули. Налейте в тарелку соус или выплесните на стол мыльный крем, ребенок тут же начнет рисовать узоры ложкой или пальцем. Его руки свободно двигаются взад и вперед, легко пересекая поверхность или оставляя на ней зигзаги. Иногда его рисунок напоминает что-то вроде дома или грозы, но на самом деле что-то конкретное ребенок начнет рисовать не раньше, чем в три года. Он может нарисовать грозу, по крайней мере, он скажет вам, что нарисовал именно ее, но даже тем людям, у которых хорошая фантазия, придется приложить немалые усилия, чтобы увидеть в его рисунке именно ее. Очень часто ребенок называет предмет уже после того, как рисунок готов. Он не изображает цветок, а узнает его в изображении. Возможно, малыш именно так однажды увидел своего первого человека. Он рисовал круг и вдруг понял, что перед ним-его мама. Он пририсовал несколько черточек-получились глаза. А так как первый опыт ребенка всегда вызывает бурю восторга у взрослых, то маленький художник, получив одобрение и поддержку, начинает рисовать с еще большим усилием.
Публикация «Развитие образного мышления дошкольников через вариативные художественно-изобразительные техники рисования» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мышки. Рисование с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
К четырем годам рисунки детей становятся более точными. Теперь они рисуют вещи более похожими на то, как их видят взрослые, в результате рисунки становятся все более узнаваемыми. Солнце всегда светит, в саду растут цветы, деревья, а решительно у всех домов по два окна и дверь посередине. Где еще можно увидеть солнце с лучами, расходящимися во все стороны, кроме как на детском рисунке?
Дети часто рисуют себя, обращая внимание на такие детали, как царапины на щеке или ссадина на коленке. Девочка, которая отращивает волосы, может нарисовать себя с косичками и бантиками; покупка нового платья может привести к тому, что на рисунке первый раз появится одежда. В рисунке отражается вся жизнь ребенка, его интересы.
Рисование помогает каждому ребенку выражать свои чувства, страхи и фантазии. Более того, он упражняется в согласовании движений глаза и руки, учится владеть карандашом, что впоследствии пригодится для письма. Рисование помогает ему строить замысел, оперировать образами и запоминать события, которые с ними произошли. Он рисует самолет, на котором летал к морю, цирк, в котором был на прошлой неделе, пирог, который собираются печь на день его рождения. Наилучшим стимулом для всех рисунков ребенка является то, что он видит, что расширяет его представление о мире. Чем больше детям предоставлено возможностей узнавать что-то новое, видеть удивительное рядом, тем шире круг изображений на детских рисунках. А если так, то легко понять желание детей не расставаться с карандашами, фломастерами, красками. Ведь, не компьютер, ни самая современная игра не заменяет этот уникальный процесс, который происходит при соединении красок с бумагой, и не возбудят тех глубоких чувств, которые возникают во время изобразительной деятельности.
Эстетика прошлого и нашего времени дала немало концепций, объясняющих влияние искусства на развитие способностей человека. Изобразительная деятельность, которая увлекает всех детей, дана им не случайно. Ведь именно эта деятельность развивает все универсальные способности человека, в том числе творческое воображение и фантазию.
Что же такое воображение? Здесь уместно вспомнить, что говорил по этому поводу Л. С. Выготский: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображением».
Малыш, осваивающий мир, оказывается перед великим множеством новых вещей и предметов. Это и различные формы, и многочисленные цвета, и разнообразные звуки, и многое, многое другое. Ребенок постепенно начинает все узнавать, и вот уже непонятный предмет оказывается бутылочкой, из которой можно пить, цветовое пятно-маминым халатом, а непонятные звуки-ласковой речью. Ребенок «открывает» это для себя, постепенно отделяя, дифференцируя и классифицируя получаемые ощущения и впечатления. У него складывается собственная система эталонов.
Существенным недостатком системы обучения являются те способы и методы, с помощью которых ребенок вводится в мир культуры. В основе многих способов лежит классификация. Это значит, что, знакомя ребенка с достижениями человеческой культуры, мы даем ему жестко заданные мерки, с помощью которых он и относит все увиденное, услышанное, сделанное к определенным группам или классам. И получается часто, что мы заведомо неверно учим называть, например, розовый или бордовый цвет красным, а овал кругом. Проходит совсем немного времени, и мы начинаем переучивать детей. И в результате на не способствующие психическому развитию знания мы тратим в два-три раза больше времени, а на подлинно творческие дела уже не остается сил.
Другой важный момент- при таком обучении системе эталонов мы приучаем ребенка опираться на формальные признаки, отнесенные прежде всего к значению, а не к смыслу предмета. Это противоречит воображению, которое связано со смысловой стороной предметов или явлений. Что теряет ребенок, если он идет обратным путем, от значения к смыслу? В первую очередь одну из основных характеристик творчества-многомерность.
Таким образом, развитие воображение в дошкольном возрасте можно представить, как движение от предметной ситуации к возникновению у ребенка особой позиции. При этом необходимо учитывать два условия. Первое связано с соотношением воображения и реальной действительностью. Если на начальных этапах малыш осмысливает уже готовое, значит логика идет от предмета к замыслу, тот самый высокий уровень развития воображения характеризуется уже обратной направленностью : замысел-предметная реализация. Еще одними необходимыми условиями развития воображения дошкольников является самостоятельная деятельность и экспериментирование, что дает возможность ребенку накапливать собственный опыт.
Все это ярко выражено в необычной детской деятельности- нетрадиционных техниках рисования.
Нетрадиционные техники рисования-это синтез игры и обучения, это та многомерность, которая в первую очередь характеризует творчество. Ведь только через игру можно научить ребенка рисовать пеной или мятой бумагой, сам способ изображения почти что сказочен для ребёнка. Вот где благодатное поле для экспериментирования, для детской неугомонности. Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку перейти в своей деятельности на новую ступень –соединение предметов по смыслу. Не потому стереотипному смыслу взрослых, а по своему детскому усмотрению, когда соединяется несоединимое, превращаясь в необычное и чудесное.
Существует более тридцати видов нетрадиционных техник рисования. Самыми приемлемыми для среднего и старшего дошкольного возраста являются : монотипия, рисование двумя красками одновременно, рисование ладошками и пальцами, рисование мятой бумагой, кляксография, рисование пеной, граттаж, бумажные кружева, техника «на ребро», линотипия, игры-невидимки. Почему именно эти техники? Да потому, что, используя их, можно привлечь не одного-двух детей, а подгруппу. Потому что материал, используемый в любой из техник всегда можно найти в окружающей обстановке. Это доступно, необычно, а значит и привлекательно для детей.
Нетрадиционные техники рисования можно разделить га графические и живописные (идущие от пятна); на обобщение личного опыта и на развитие воображения. Благодаря нетрадиционным техникам рисования с детьми можно освоить все четыре этапа развития воображения : замещение, моделирование, экспериментирования, креативность.
Нетрадиционные техники рисования помогают освоить и, так называемый, традиционный материал, например: при освоении в подготовительной группе приемов воздушной перспективы можно использовать такую технику, как оттиск. Затем все, что находится близко изобразить восковыми мелками, а затем акварелью-другие предметы сюжета- это поможет детям на начальном этапе частичного загораживания в пейзаже, а монотипия научит детей экспериментировать с цветом, получать новые оттенки.
Детский рисунок, не зависимо от того, как и чем он выполнен, есть всегда факт воспитательно-образовательный. Он учит ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, «учит психику восхождению…» как интересно наблюдать за детьми во время рисования, за тем, как они объясняют, что же изображено на рисунке и почему именно так, а не иначе. Ребенок творит, потому что ему надо сейчас.
Надо воспитывать детей, радуя их, а не отвращая. Надо открывать перед ними яркие панорамы цветущего и разноцветного мира, а отнюдь не загораживать от них этот мир частоколом и сеткой мертвых схем и рассказов.