Елена Поливода
Консультация «Художественная литература в работе воспитателя детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература играет огромную роль в воспитании связной речи. Переоценить ее значение трудно. Она очень сильно влияет на обогащение словаря,формирование грамматического строя речи.
В процессе знакомства с художественными произведениями дети познают мир человеческих чувств и взаимоотношений,постигают законы жизни общества и природы. Художественная литература имеет большое
воспитательное,познавательное и эстетическое значение,так как она расширяет знания об окружающем мире,воздействует на личность малыша.
Публикация «Консультация „Художественная литература в работе воспитателя детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни-малыша начинают знакомить
со сказками,потешками,стихотворениями,с возрастом содержание литературных произведений усложняется.
Задача любого воспитателя-прививать любовь к книгам,к литературе. Знакомить детей с художественными произведениями нужно не только в детском саду,но и дома,и здесь родители должны
активно участвовать в процессе приобщения ребенка к литературе. Особенно актуально это сейчас,т. к.
наличие в современной жизни всевозможных гаджетов отвлекает внимание людей от такого важной части
культуры человечества как художественная литература.
Прочитав ребенку сказку,стихотворение,или рассказ,не спешите расставаться с их героями. Пусть теперь о них расскажет ребенок. Учить пересказу нужно постепенно-сначала обучают пересказу с опорой
на иллюстрации или схематические рисунки. Позже педагог просит детей пересказать произведение по
вопросам. Постепенно,отвечая на вопросы педагога,ребенок выстраивает сюжет произведения. В своей
группе мы следим,чтобы при ответе на вопросы речь ребенка была правильной,грамотной,сразу исправляем ошибки. Умение понятно,связно и грамотно изложить мысль пригодится ребенку в будущем.
Следующий этап-пересказ эпизодов. За соблюдением последовательности эпизодов следит воспитатель,
он же выделяет существенные эпизоды и опускает менее важные. Мы задаем вопросы:"С чего начинается рассказ (сказка?","О чем рассказывается потом?","Чем заканчивается рассказ (сказка?".Помощь
воспитателя минимальна, но важна:он подсказывает,что начать надо сначала,потом рассказать середину,
потом конец. Ребенок же часто начинает с самого,по его мнению,интересного. Далее мы предлагаем ребенку пересказать произведение целиком.
Наряду с пересказом используется разыгрывание с заместителем (например,главных героев изображают
бумажными кружками,различающимися по цвету и величине).Воспитатель читает сказку (рассказ или стихотворение,а ребенок ее разыгрывает. Затем дети сами показывают сценку и одновременно рассказывают о ней.
Очень важны выразительные средства художественной литературы-яркие,необычные сравнения,с помощью которых автор создает образ,передает свое отношение к нему. Слушая художественное произведение,ребенок учится воспринимать не только сюжет,но и красоту языка. Поэтому,при чтении художественных произведений воспитатель обращает внимание на определения и сравнения,анализирует их в беседе с детьми. Например,в книжке С. Я. Маршака "Детки в клетке" дается описание зебр:
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки.
Воспитатель обязательно спрашивает:"На что похожи зебры?А вот еще одно описание зебр-из книжки В. Маяковского "Что ни страница-то слон,то львица" :
Это зебра. Ну и цаца!
Полосатее матраца.
В процессе этой работы речь ребенка будет богатой,точной и выразительной.
Еще один вид интересной работы с литературным произведением-драматизация. Она может идти строго
по тексту (тогда ребенок учит текст наизусть) или лишь отталкиваться от него. Здесь нужно
обращать внимание ребенка на интонацию,выразительность речи для более точной передачи характера
героев и их действий,понимания ситуации.