Дарья
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 года
Актуальность темы:
Публикация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача.
Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребёнка к основам художественной литературы. Знакомство детей с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков сказки, потешки, загадки, заклички, поговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, развивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Следует помнить, что художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.
Гипотеза.
Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приёмов, направленных на анализ произведений художественной литературы создаёт условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребёнка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.
Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
- повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;
- создать условия для художественно – эстетического, речевого, познавательного развития через пополнения предметно-развивающей среды;
- формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
- способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;
- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении;
2. Перспективный план по самообразованию
Сентябрь
«Вечер сказок» - чтение или рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций,
беседа, пересказ.
- «Журавль и цапля», - Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», - «Петушок и бобовое зёрнышко»
- Изучение методической литературы по теме самообразования. – Подбор художественной литературы для чтения детям. - Создание в группе развивающей предметно - пространственной
среды – «Центр речевого развития», «Уголок книги», «Театральный уголок» - Консультация для родителей:
«Роль книги в развитии речи детей»
Октябрь
Чтение художественной литературы про осень, беседы, пересказ, заучивание стихотворений: - «Осень» И. Соколов-Микитов. - «Лес осенью» И. Соколов-Микитов. - «В лесу» И. Соколов-Микитов. - «Грибы» И. Соколов-Микитов - И. Бунин «Листопад»
- Сюжетные картинки: «Времена года», «По грибы», «Урожай», «Лес осенью», «листопад». - Совместная подготовка к осеннему театрализованному празднику: «Осень золотая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).
Ноябрь
Игры на развитие связной речи детей : «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…», «Из какой сказки?», «Состарь рассказ по картине» и др. - Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.
- «Памятки для родителей по обучению связной речи».
- Предложить родителям поиграть с детьми в игры на развитие связной речи : «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ про…»
Декабрь
Чтение и заучивание стихотворений о зиме: - Ф. Тютчев «Зима не даром злится» - С. Городецкий «Первый снег» - Знакомство с пословицами и поговорками о зиме: - Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет. -Что летом родится, то зимой пригодится. - Без шубы и валенок - и зима без конца. -Мороз не велик, да стоять не велит. -Хороший снежок урожай сбережет. -Мороз ленивого за нос хватает.
- Сюжетные картинки: «Зима», «Зимние забавы», «Катание на лыжах» Папка – передвижка для родителей: «Почитайте детям о зиме» (стихи, рассказы, поговорки, загадки)
Январь
Чтение сказок В. Сутеева
- Воспитание этических норм у дошкольников. Беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций.
Подготовить детскую художественную литературу для выставки в родительском уголке для совместного семейного чтения - Родительское собрание: «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»
- Выставка книг: «Папа, мама, я – читающая семья или «Книги, которые можно читать всей семьёй».
Февраль
Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.
- Конкурс: «Кто больше знает загадок,скороговорок, считалок?»
- Чтение стихов, рассказов о Родине, армии, солдатах: «День Защитника Отечества» - Изготовление альбома: «Загадки, скороговорки, считалки для детей»
- Иллюстрации:
«День Защитника отечества», «Наша армия сильна» - Предложить родителям с детьми придумать загадки, нарисовать отгадки.
- Разучивание с детьми стихотворений к празднику: «День Защитника Отечества»
Март
- Знакомство с пословицами и поговорками о труде: - Торопливый дважды одно дело делает. - Без труда нет плода. - Больше дела - меньше слов. - Всякая работа мастера хвалит. - Глазам страшно, а руки сделают. - Весенний театрализованный праздник: «Весна - красна» - Сюжетные картинки: «Весна», «Весенние заботы», «Мамин праздник»
- Совместная подготовка к весеннему театрализованному празднику: «Весна - красна» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).
- Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».
Апрель
- Игры-драматизации по мотивам любимых сказок:
«Русская народная сказка глазами детей».
Подготовка атрибутов для игр - драматизаций - Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».
Май
«Вечер памяти» - Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. - Выставка консультаций, наглядного материала, пособий для педагогов.
- Фотовыставка - Подведение итогов работы на родительском собрании: «Успехи наших детей»
- Выставка детских рисунков по прочитанным произведениям для родителей: «Великий День Победы»
- Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми»
3. Список используемой литературы :
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012.
2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга» : СПб. : 2017.
4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016.
5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение», 2009.
6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2013.
7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.
9. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
10. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
11. Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.