МААМ-картинки

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Дарья
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
▼ Скачать +Заказ

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 года

Актуальность темы:

Публикация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» размещена в разделах

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача.

Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребёнка к основам художественной литературы. Знакомство детей с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков сказки, потешки, загадки, заклички, поговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, развивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Следует помнить, что художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.

Гипотеза.

Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приёмов, направленных на анализ произведений художественной литературы создаёт условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребёнка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.

Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Задачи:

- повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;

- создать условия для художественно – эстетического, речевого, познавательного развития через пополнения предметно-развивающей среды;

- формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

- способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;

- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении;

2. Перспективный план по самообразованию

Сентябрь

«Вечер сказок» - чтение или рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций,

беседа, пересказ.

- «Журавль и цапля», - Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», - «Петушок и бобовое зёрнышко»

- Изучение методической литературы по теме самообразования. – Подбор художественной литературы для чтения детям. - Создание в группе развивающей предметно - пространственной

среды – «Центр речевого развития», «Уголок книги», «Театральный уголок» - Консультация для родителей:

«Роль книги в развитии речи детей»

Октябрь

Чтение художественной литературы про осень, беседы, пересказ, заучивание стихотворений: - «Осень» И. Соколов-Микитов. - «Лес осенью» И. Соколов-Микитов. - «В лесу» И. Соколов-Микитов. - «Грибы» И. Соколов-Микитов - И. Бунин «Листопад»

- Сюжетные картинки: «Времена года», «По грибы», «Урожай», «Лес осенью», «листопад». - Совместная подготовка к осеннему театрализованному празднику: «Осень золотая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).

Ноябрь

Игры на развитие связной речи детей : «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…», «Из какой сказки?», «Состарь рассказ по картине» и др. - Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.

- «Памятки для родителей по обучению связной речи».

- Предложить родителям поиграть с детьми в игры на развитие связной речи : «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ про…»

Декабрь

Чтение и заучивание стихотворений о зиме: - Ф. Тютчев «Зима не даром злится» - С. Городецкий «Первый снег» - Знакомство с пословицами и поговорками о зиме: - Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет. -Что летом родится, то зимой пригодится. - Без шубы и валенок - и зима без конца. -Мороз не велик, да стоять не велит. -Хороший снежок урожай сбережет. -Мороз ленивого за нос хватает.

- Сюжетные картинки: «Зима», «Зимние забавы», «Катание на лыжах» Папка – передвижка для родителей: «Почитайте детям о зиме» (стихи, рассказы, поговорки, загадки)

Январь

Чтение сказок В. Сутеева

- Воспитание этических норм у дошкольников. Беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций.

Подготовить детскую художественную литературу для выставки в родительском уголке для совместного семейного чтения - Родительское собрание: «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

- Выставка книг: «Папа, мама, я – читающая семья или «Книги, которые можно читать всей семьёй».

Февраль

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

- Конкурс: «Кто больше знает загадок,скороговорок, считалок?»

- Чтение стихов, рассказов о Родине, армии, солдатах: «День Защитника Отечества» - Изготовление альбома: «Загадки, скороговорки, считалки для детей»

- Иллюстрации:

«День Защитника отечества», «Наша армия сильна» - Предложить родителям с детьми придумать загадки, нарисовать отгадки.

- Разучивание с детьми стихотворений к празднику: «День Защитника Отечества»

Март

- Знакомство с пословицами и поговорками о труде: - Торопливый дважды одно дело делает. - Без труда нет плода. - Больше дела - меньше слов. - Всякая работа мастера хвалит. - Глазам страшно, а руки сделают. - Весенний театрализованный праздник: «Весна - красна» - Сюжетные картинки: «Весна», «Весенние заботы», «Мамин праздник»

- Совместная подготовка к весеннему театрализованному празднику: «Весна - красна» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).

- Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Апрель

- Игры-драматизации по мотивам любимых сказок:

«Русская народная сказка глазами детей».

Подготовка атрибутов для игр - драматизаций - Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Май

«Вечер памяти» - Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. - Выставка консультаций, наглядного материала, пособий для педагогов.

- Фотовыставка - Подведение итогов работы на родительском собрании: «Успехи наших детей»

- Выставка детских рисунков по прочитанным произведениям для родителей: «Великий День Победы»

- Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми»

3. Список используемой литературы :

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012.

2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга» : СПб. : 2017.

4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016.

5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение», 2009.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2013.

7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.

8. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.

9. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

10. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

11. Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 1 часть Содержание программы № п\п Тема Программные задачи Методические приёмы Компонент ДОУ Литература и наглядный материал Сентябрь 1 Диагностика.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
Опубликовано: 16 января 2020 в 17:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Дарья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД