Софья Кривошеева
Характеристика современных технологий музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день появились куда более интересные способы разобраться в музыке, почувствовать и понять её. Давайте поговорим о технологиях. Технологий великое множество, но и тут необходимо выбрать ту, которая позволит раскрыть музыку с какой-то неведомой стороны, поможет разобраться в стилях, расширить представление о ней, достигнуть воспитательного эффекта. Основные требования, которые предъявляются к современным педагогическим технологиям – это концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость. Какие же они, технологии, которые помогают воспитателю, музыкальному руководителю приобщать своих воспитанников к музыкальной культуре, будь это современная или классическая музыка.
Публикация «Характеристика современных технологий музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные технологии музыкального воспитания дошкольников представлены следующими технологиями :
1. интегративная технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки;
2. игровая технология;
3. технология опытнической деятельности;
4. технологии музыкотерапии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. технология проектов или проектной деятельности и др. [39];
7. информационно-коммуникативные технологии.
Рассмотрим каждую из этих технологий более детально.
1. Интегративная технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Интеграция (от лат. integratio — соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.
Цель данной технологии : развитие музыкально-художественного восприятия на интегрированных занятиях с детьми старшего-дошкольного возраста. Интегративное изучение основ в наибольшей мере способствует целостному художественному постижению детьми окружающего мира. Этот подход для ребенка дошкольного возраста не только интересен, вполне осуществим в силу возраста, но и органичен, так как художественные способности в этом возрасте многогранны, их движение от образов изобразительных к литературным, музыкальным, пластическим, театральным подвижно и носит характер перетекания.
Наиболее полно проблема комплексного взаимодействия искусств в 70-е годы решалась в экспериментальных программах по изобразительному искусству Б. М. Неменского и концепции музыкального образования, программах по музыке Д. Б. Кабалевского [23].По мнению А. В. Бакушинского, «все в педагогическом восприятии должно быть обращено к синтезу. Поэтому как можно меньше расчленения, анализа, как можно меньше слов и навязывания педагогом собственной точки зрения. Для периода детства, комплекс должен быть не темой, а образом, исходящим нередко из коллективного творческого замысла детей и формируемого их дружными усилиями» [2, с. 17].
Анализируя теоретические исследования и опираясь на практические знания можно сказать, что в художественной педагогике сложился определенный опыт использования интеграционного взаимодействия различных видов искусств на занятиях художественно-эстетического цикла. Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся понимается, как совокупность личностно-ориентированной, развивающей программы обучения, которая основана на принципе интеграции различных видов искусств. Учитывая то, что дошкольный возраст является сенситивным, нужно выделить среди видов искусств наиболее развивающий на данном этапе и выстраивать комплексное воздействие, углублять знания учащихся с опорой на это искусство, при условии дополнения его другими. Таким образом, возникает взаимопроникновение искусств, которое способствует расширению понимания детьми особенностей окружающего мира.
Одной из основных форм осуществления интегративного подхода, становятся интегрированные занятия, которые совмещают в себе различные области знаний в одинаковой степени, дополняющие друг друга. Содержание занятия определяется исходя из запланированной темы, а условия интеграции различных направлений должны быть обоснованы. На занятии есть возможность освоить содержание различных направлений параллельно и решить несколько задач, в том числе и развитие творческих способностей, есть возможность интегрировать различные направления, органично соединять музыку и изобразительное искусство, театральную деятельность и литературу и т. д. Такие занятия проходят в нестандартной форме что, несомненно, будет повышать познавательный интерес детей дошкольного возраста и поднимет мотивацию к обучению. Об эффективности таких занятий, позволяет говорить тот факт, что использование различных видов и направлений деятельности не повлияет отрицательно на внимание обучающегося, а за счёт переключения на разные виды работы снимет напряжение, и образовательный процесс будет проходить гораздо легче.
В ходе занятия происходит процесс повторения старого и усвоение нового учебного материала, дошкольники не только запоминают основные моменты учебной программы, но и проявляют самостоятельность, возможно даже анализируют свою творческую деятельность. Интегрированное занятие предполагает развитие воображения, внимания, памяти, творческого мышления, самостоятельности, что ведет к стимулированию творческой активности и развитию творческих способностей детей [5].
При проектировании интегрированного занятия необходимо помнить, что одним из важных принципов построения является определение соотношения знакомого и нового образовательного материала. Новый материал обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстроте построения ассоциативного ряда и при решении проблемно-поисковой ситуации даст возможность обучающимся воспользоваться собственным опытом.
2. Игровая технология.
«Игровая технология», включённая в обучение, придаёт учебной задаче конкретный смысл, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентирует их на решение поставленных задач. В процессе игры повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей. С помощью этой технологии педагог приобщает детей к музыкальной культуре, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкально-сенсорные способности, активизирует слуховое восприятие детей, формирует знание о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука [39].
3. Технология опытнической деятельности.
Опытническая деятельность зародилась благодаря Василию Александровичу Сухомлинскому в советской школе еще в 30-х годах прошлого века. «Мыслителем, - писал, обращаясь к учителям, В. А. Сухомлинский, - ваш воспитанник становится лишь тогда, когда вы приходите к нему с мыслью, зажигаете его своей любознательностью, жадностью и ненасытностью к познанию, передаете ему чувство гордости мыслителя» [40]. Дети могут проводитьопыты со звуками - откуда они берутся, как образуются, какие чувства передают. С удовольствием исследуют природу звука и ставят опыты. Можно разработать опыты на усвоение современной музыки и конечно воспитанникамэто будет интересно.
4. Технологии музыкотерапии – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека (концепция В. Петрушина) [32].
Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а значит, могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.
5. Личностно-ориентированные технологии.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. Технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Эта технология в музыкальном воспитании не осуществима без музыкального зала, пособий по музыкальному воспитанию, костюмов, музыкальных инструментов и т. д. В рамках этой технологии выделяются : гуманно-личностные технологии, технология сотрудничества.
6. Технология проектной деятельности – самая трудоемкая и, наверное, самая интересная. В настоящее время данной теме посвящены работы Морозовой Л. П., Хабаровой Т. Б. Педагоги, активно использующие проектную технологию, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Применительно к детскому саду, проект - это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта. Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу [29]. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования [29].В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности (активного поведения в условиях неопределенности) детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира детства способствуют развитию его творчества.
Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке;по тематике;по срокам реализации. По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности.
А если прежде, чем провести проект «День Победы», который преследовал цель воспитания гражданско-патриотических чувств у дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам, педагог вместе с детьми приходил в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планировал пути, ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями в течении нескольких недель искали в семейных альбомах фотографии военных лет и рассказывали о своих прадедах, а затем из принесенных фотографий была сделана презентация, на фоне которой, они исполнили песню «О той весне» музыка и слова Е. Плотниковой. На музыкальных занятиях в детском саду слушали песни: «Священная война» музыка А. В. Александрова, «Эх, дороги» муз. А. Новикова и эмоционально реагировали на разную музыку, главное, чтобы она была понятна дошкольникам.
Финальной точкой проекта может стать праздник для приглашенных ветеранов и выставка фотографий военных лет, в которых рассказывается о подвигахдедов и прадедов. В проекте может использоваться как музыка советских композиторов, так и современная детская эстрада. В работе переплетаются проблемно – поисковая и информационно-коммуникационная технологии. Вот так, используя современную музыку, можно проследить нашу историю от начала войны до наших дней.
Проект «Широкая масленица» для детей старшего дошкольного возраста может повысить интерес к традициям русского народа через современную фольклорную музыку (праздник Масленица). Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс поможет обогатить его содержание, обеспечит развитие у детей любознательности, стремления изучить традиции родной страны. Работа по проекту поможет развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная подборка современных фольклорных песен и народных песен в современной обработке, даст возможность детям и их родителям почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрести уверенность в себе, в своих силах. Современная музыка поможет ближе принять праздник Масленицы, прочувствовать его востребованность в современном обществе, сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, даст возможность насладиться качественной современной музыкой, корни которой уходят в народный фольклор. Эти проекты краткосрочные.
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОО, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учрежденияналаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;могут реализовать свои творческие способности.
7. Информационно-коммуникационные технологии.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию с использованием современных информационных технологий (аудио ресурсы, мультимедийные презентации, электронные учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы, обучающие компьютерные программы, интернет справочники, интерактивная доска) [37]. Показ информации на экране вызывает у детей огромный интерес. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание, стимулируют познавательную активность, предоставляют возможность индивидуализации обучения.
Информационно-коммуникативные технологии открывают новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога. На занятиях по музыкальному воспитанию с помощью ИКТ можно играть, подбирать оформление кпрослушанному музыкальному произведению, просматривать отрывки из опер и балетов, знакомить детей с композиторами. На праздниках, информационно - коммуникационные технологии могут быть использованы в качестве красочного оформления, заставки, сюрпризного момента т. д.
Использование ИКТ, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволяет повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога [37].
В педагогической деятельности воспитателя и музыкального руководителя компьютер выполняет роль источника информации;наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); средства хранения необходимых для работы материалов.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детейдает следующие преимущества и помогает решить ряд задач: улучшается запоминание пройденного материала;усиливается познавательный интерес воспитанников; предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде; развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий; позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения;позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень; активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре.
Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания различных видов музыкальных деятельности. Использование мультимедиа презентаций целесообразно с помощью мультимедийного проекторного экрана.
Список использованных источников
5. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. - М., 2014.
6. Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004 г. № 1 с. 9-25, № 2 с. 18-33, № 4 с. 29-41, № 5 с. 23-28, № 6 с. 9-14.
7. Будницкая Е. А. Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте ФГОС». – М., 2015 г.
8. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П. : Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
9. Валерий Гаврилин: поиск своего пути
// Музыковедение. – 2010. – №1
10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
11. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1993 г.
12. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
13. Виноградова Н. Н. Цикл статей о музыкальном воспитании дошкольников. – М., 2000.
14. Воробьева Д. И. Гармония развития : Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. – М. : Детство-Пресс, 2003.
Интернет источники:
1. https://www.resobr.ru/materials/1462/26688/
2. https://gumannaja-pedagogika.ru/offers/2011-09-18-11-37-19/54-2011-09-18-11-35-34/599-suhomlinskiy-?tmpl=component&print=1&page