Иваненко Марина Анатольевна
Групповое логопедическое занятие с детьми с нарушением чтения и письма
▼ Скачать
Групповое логопедическое занятие с детьми с нарушением чтения и письма
Лексическая тема занятия : Незнайка и его друзья
Грамматическая тема занятия : Дифференциация предлогов
Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами в, на, из, под, над, у, с, практическое употребление предлогов в устной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- закрепить знания детей о предлогах;
Публикация «Групповое логопедическое занятие с детьми с нарушением чтения и письма» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Темочки
- упражнять детей в правильном употреблении предлогов;
- учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам, анализировать предложения;
- упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.
Коррекционно-развивающие
- формировать умения использовать предлоги в речи;
- совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью;
- развивать речевое дыхание; развивать внимание, память;
- активизировать мыслительную деятельность детей;
- развивать наглядно-действенное и логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные
- формировать навыки самоконтроля, интерес к занятиям;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: мяч, конверт с письмом, д/и «Собери картинку», цветы и бабочки, карточки, схемы для составления предложений, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
План занятия
Этап Деятельность логопеда Деятельность детей Ожидаемый результат
Организационный этап (введение в тему) Учитель-логопед приветствует детей и предлагает им отправиться в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Далее логопед зачитывает письмо.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под) нашем городе новые дома. (За) улицах ходят нарядные жители. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»
Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Предлагает им исправить Незнайкины ошибки. Дети здороваются.
Выполняют упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» — предлогов : в, на, за, под, над, с.
Дети слушают письмо, исправляют ошибки.
Постановка к работе на занятии, подведение к теме занятия.
Основной этап Учитель-логопед выставляет схемы предлогов «в», «на», «за», «под», «над», «у» и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова» :
«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри;
НА – когда предмет находится сверху;
ПОД – когда предмет находится внизу;
ЗА – когда предмет находится сзади.
ИЗ – когда предмет вынимают откуда либо.
НАД –когда предмет находится над чем либо
У – когда предмет стоит где-то
Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».
«У Незнайки есть друг Тюбик. У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик».
Детям предлагается составить предложения по картинке. Дети составляют предложения с предлогами по картинке. Изучить предлоги, научиться их слышать и правильно употреблять в речи.
Динамическая пауза Логопед проводит физкультурную минутку.
«Незнайкина зарядка»
(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)
Вот Незнайкина зарядка -Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте
Вы, надеюсь, не устали? Дети повторяют упражнения за логопедом
Снять напряжение детей, профилактика утомления.
Основной этап Логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили».
Солнечный лучик упал на волну,
Солнечный лучик попал в глубину.
На горе, на горке,
на крутом пригорке
Стройная рябинка,
будто на картинке.
Стройная береза выросла в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.
На Незнайкиной подушке вышита кукушка.
Длинноухий заяц мчится, за ним гонится лисица.
Если хочет Тюбик спать,
Он приляжет на кровать.
«Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка то же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». После этого логопед предлагает составить и записать предложение.
Примеры предложений: Котенок закатил резиновый мячик под диван. Незнайка увидел машинку под шкафом.
Дети называют предлоги, которые слышат в стихотворении собирают разрезные картинки.
Записывают предложения в тетрадь. Самостоятельно составляют схему предложения. Научить дифференцировать предлоги, строить предложения, используя изученные предлоги.
Заключительный этап Логопед предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятие.
Если вам на занятие было интересно, то возьмите бабочку и прикрепите ее на цветок, а если нет, то над цветком, как – будто она улетела. «Спасибо, ребята, за то, что вы научили Незнайку правильно использовать предлоги, составлять предложения. В благодарность вам за ваши знания, за старания Незнайка дарит вам на память свои фотографии». Дети вспоминают новую информацию, которую прошли на занятии и какие знания закрепили. Подведение итога занятия, рефлексия