Ирина Циглярская
Гендерный подход в процессе воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество запрашивает коммуникабельных, предприимчивых, разносторонних, преданных своей стране членов общества. А нужны ли обществу воспитанные, ответственные, уважающие нормы этикета граждане? Мужчины для которых норма открыть дверь, поднести тяжелую сумку, предложить сильное плечо если требуется, заботящегося о своей семье. Женщины заботливые и нежные, способные вести хозяйство, хранить домашний очаг, в конце концов приготовить вкусный ужин.
Публикация «Гендерный подход в процессе воспитания в детском саду» размещена в разделах
По мнению родителей в будущем они хотели бы видеть у своих детей следующие качества : у сыновей – ответственность, смелость, решительность, выносливость, силу; у дочерей - красоту, изящество, хозяйственность, заботливость…. На вопрос : Воспитывать ли детей применяя гендерный подход в условиях детского сада или возложить это бремя на семью? Как родители так и педагоги высказались о необходимости внедрения гендерных технологий в воспитание и обучение детей в ДОУ.
Модель педагогического процесса выстроена так, что при взаимодействии как с мальчиками, так и с девочками используется дефферинцированный подход. При организации и проведении НОД педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек. Интеграция позволяет объединить усилия и ориентировать детей по интересам в то же время направляя их решать поставленные задачи.
Рассмотрим Гендерные технологии применяемые в условиях ДОУ:
- фольклор, сказки, пословицы, поговорки, народные игры;
Сказки –незаменимое средство воспитания любви к ближнему. В них отражены сильные характерные персонажи, даны образцы нравственного воспитания, читается народная мораль. Для старшего дошкольного возраста доступны и близки народные сказки : «Илья Муромец», «Никита Кожемяка», «Морозко», «Финист- ясный сокол», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.
Пословицы и поговорки используемые в детском саду учат детей послушанию, любви к родной земле, почитать родителей, добру, справедливости. «Коса – девичья краса», «На смелого собака лает, а трусливого пугает», «Без смелости не возьмёшь и крепости», «Хорошему хозяину и день мал», «Вся семья вместе, так душа на месте». Народные игры разнообразно проигрывают характеры персонажей: «Ласточки и ястребы», «Воевода», Шел король по лесу», «Золотые ворота»….
Метод проблемной ситуации, наталкивает ребё нка на прогнозирование своих действий : «Прежде чем что –то сделать, подумай : кто ты – мальчик или девочка? Выбери соответственную модель поведения…
Игра является ведущим видом деятельности. Именно в игре мы решаем поставленные нами задачи в гендерном направлении.
Сюжетно- ролевые: «Дочки- матери», «Гости», «Мой день рождения», «Стройка», «Больница», «Поездка на дачу»….
Игры драматизации, настольный театр где ребёнок играя роль может стать храбрым героем или же маленьким беззащитным мышонком.
Словесные, дидактические игры закрепляют и знакомят детей с моделью поведения с необходимыми действиями : «Сундучок хозяйки», «Действия -мужчина, действия – женщина», «Кто кем был?», «Одень куклу», «Благородные поступки», «Кем я буду и каким?»…
Одно из приоритетных направлений развития является физическое развитие воспитанников. Различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек можно использовать в следующих методических приё мах:
- в подборе упражнений с учётом половых особенностей (мальчики работают на канате или отжимаются, девочки с лентами, обручами)
- различия в колличестве выполнений упражнений (мальчики приседают 10 раз, девочки 8)
- распределение ролей в подвижных играх (мальчики медведи, девочки пчелки)
- различие в оценке деятельности для мальчиков важно, чтобы оценивали их деятельность, а для девочек кто и как их оценивает
- акцентирование внимания на мужские и женские виды спорта;
Музыка - одно из ярких средств формирования гендерного поведения детей, что прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (Вальс, полька, кадриль)мальчики овладевают навыками ведущего партнера, у девочек же акцент на грациозности. В музыкально- ритмических движениях : мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты,у девочек же преобладает мягкость, плавность (хороводы, упражнения с цветами, лентами, платочками). Песни и игры способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Огромную роль в решении задач по гендерному воспитанию в ДОУ оказывает народный фольклор (патешки, пестушки, дразнилки, народные игры)
Учитывая гендерные особенности,дефференцировано организовывается трудовое воспитание детей.
Мальчик и девочка - два разных мира. Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учётом их гендерных особенностей, то необходимо помочь детям реализовать полученные представления. Объединившись вместе мы с успехом можем решить эти задачи.