татьяна горяева
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление приемной и других помещений, в которых бывают дети).
Публикация «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Кроме того, необходимо тесное сотрудничество с родителями. Задача дошкольного учреждения - заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, т. е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним.
Так, создание предметно - развивающей среды в соответствии с гендерным подходом в нашей группе начинается еще в приемной: на кабинках у детей- картинки животных и сказочных героев в соответствии с полом - Дюймовочка, Белочка, Золушка и т. п. – девочке; Маугли, Медвежонок- мальчику, а также сигнальные кружки 2х цветов- синие у мальчиков, красные- у девочек.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в "Уголке для родителей" оформляется и периодически обновляется наглядная информация. В данный момент вывешена памятка родителям “Величие небольших различий”. На родительском собрании мы ознакомили родителей с психологическими особенностями в развитии мальчиков и девочек, родители обменялись опытом и своими наблюдениями в этой области.
Гендерный подход находит свое отражение в нашей группе и при воспитании культурно-гигиенических навыков. В туалете и моечной- сигнальные кружки 2-х цветов, которые помогают определить места, отведенные для мальчиков или девочек.
В групповой комнате игровые зоны для мальчиков и девочек отличаются по своему внешнему виду. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, используя при этом все окружающее их пространство. Поэтому в игровой зоне мальчиков большой синий ковер, на котором они могут устраивать дружеские потасовки, голубые шторы и на потолке для создания положительного эмоционального фона – картинки, изображающие воздушный транспорт: ракета, самолет, вертолет.
На стене у мальчиков- плакаты с изображением специальных машин, рядом - модуль, корзины с разными видами конструктора, имеются наборы машин, парковка и дорога, рули, ленты дорог из кожи, атрибуты к играм «Корабль», «Полетим в космос» В процессе игр мальчики закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное, навыки, приобретенные в играх, пригодятся им во взрослой мужской жизни (прибить гвоздь, закрутить болт и т. п.)
Здесь же находится спортивный уголок, в котором помечены корзины со спортивным инвентарем с учетом гендерного подхода.
Учитывая, что игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки любят раскладывать перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играть на ограниченном пространстве, в нашей группе игровая зона девочек выделена небольшим красным ковром, розовыми шторами и картинками на потолке - конфетки, бабочки, бантики.
Куклы, пупсы, куколки Барби, одежда к ним, кухонные принадлежности, утварь, комплект овощей и фруктов, мягкая мебель, кухонный гарнитур - вот наполняемость игровой зоны для девочек. Ведь у девочек с раннего возраста проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в заботливом отношении к куклам, а также для них характерно проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает в реальном мире.
Для театрализованной деятельности для мальчиков и девочек изготовлены маски, девочкам- Белочки, Лисички, мальчикам- Зайцы, Медведи. Сшиты атрибуты к инсценировкам- жилетки для мальчиков, юбочки для девочек. Движения, разучиваемые для драматизаций, инсценировок, учат девочек пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках развивают выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели. В совместной деятельности при изготовлении игрушек настольного театра я также учитываю половые особенности детей- Зверюшек мужского пола изготавливают, и затем обыгрывают мальчики, а Зверюшек женского пола- девочки. Мальчики изготавливают машинки, роботов из бросового материала, девочки- цветы, деревья.
Утро в нашей группе начинается с гендерного приветствия : Здравствуйте, девочки (принцессы, красавицы, умницы! Здравствуйте, мальчики! (рыцари, умники).
Формирование гендерной идентичности осуществляется в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых, дидактических играх и др.). Создаются проблемные ситуации нравственного содержания, где дети находят правильные решения. Игры «Азбука этикета», «Правила дорожного движения», «Морской бой» также способствуют развитию необходимых качеств у будущих мужчин и женщин.
Считаю, что работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Наблюдения за детьми показали, что расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.