Елена Ступина
Родительское собраниЕ «Гендерный подход в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собраниЕ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 комбинированного вида»
Родительское собрание по теме : «Гендерный подход в воспитании ребенка»
Подготовила и провела
воспитатель : Ступина Е. М.
2016 г.
Родительское собрание
Публикация «Родительское собраниЕ „Гендерный подход в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Родительские собрания
- Темочки
«Гендерный подход в воспитании ребенка»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста. Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей. Расширить знания родителей об особенностях воспитания детей разного пола.
Подготовительная работа:
- объявление о проведении собрания;
- индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей по теме
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
- оформление папки консультаций для родителей
- анкетирование родителей по теме "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста";
- выставка рисунков «Моя семья»;
Методическое обеспечение:
- литература по теме «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»;
- оформление картотеки дидактических игр по гендерному воспитанию.
Материальное обеспечение:
- заготовки для изготовления ромашки и василека из бумаги; картинки: девочка, мальчик; картинки игрушек для девочек и мальчиков; стулья по количеству родителей; бумага, карандаши для работы в группах.
Ход родительского собрания.
Звучит приятная музыка. Воспитатель приветствует родителей :
- «Здравствуйте!» - мамы, папы девочек
- «Здравствуйте!» - мамы, папы мальчиков
- «Здравствуйте все!»
Уважаемые родители! Наше родительское собрание, посвященное воспитанию детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду. Тема сегодняшнего родительского собрания - «Гендерный подход в воспитании ребенка»
Прежде чем перейти к раскрытию темы я предлагаю Вас послушать легенду :
«Легенда о двух половинках»
«Это было давным-давно. В те стародавние времена землю населяли странные существа, добрее и могучие. Назывались они андрогены (показ рисунка). И не было им равных по силе и уму. Трудно себе представить, но у них были две головы, четыре руки и четыре ноги. А самое главное – все они были счастливы. Позавидовал их счастью злой дух. Стал думать, как украсть у них счастье. И придумал. Разделил он эти замечательные существа на две половинки. Одну половинку назвал мужчиной, а другую – женщиной. А чтобы не соединились они вновь, перемешал половинки и разбросал по всей земле, как семена. И стали называться эти семена человечеством. С тех пор несчастные половинки бродят по свету, маются, ищут друг друга. Ни покоя, ни счастья в их душах не стало. Но если двум половинкам все-таки удается найти друг друга, рушатся заклятия Злого духа, соединяются они в одну семью, как в стародавние времена, и обретают вновь и счастье и силу. Имя той силы – любовь!»
Что же такое гендерное воспитание? Само слово «гендер» обозначает «социальный пол», т. е. воспитание девочек и мальчиков по-разному и поэтому формируются у них разные потребности и интересы, идет формирование начал мужественности и женственности. Семья для ребенка – целый мир, мир, в котором он живет, делает открытие, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт семейного общения, умение жить среди людей, постигать понятия добра и зла. Поэтому логично предположить, какие ребенок в своем детстве впитал в себя моральные и нравственные принципы в семье, то в результате и получим от него в более взрослом возрасте; тут уместна и пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Но возникает вопрос, возможно ли воспитать девочек и мальчиков так, чтоб они еще в детстве поняли и приняли свои роли. Поэтому встает проблема гендерного воспитания, которая начала приобретать актуальность в настоящее время
Предлагаю Вам разделиться на две группы: Группа «дочки» и Группа «сыночки».
Задание № 1 «Ромашка-девочка» - «Василек-мальчик». Группе «дочки» предлагаю сделать василек, группе «сыночки» предлагаю сделать ромашку, на лепестках которых будут написаны качества, характеристики
- «настоящего мальчика» (для родителей девочек,
- «настоящей девочки» (для родителей мальчиков).
По окончании работы результаты представляют обе группы.
Воспитатель : Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится.
Задание №2 Как хвалить мальчика и девочку?
Воспитатель : Расскажите, пожалуйста, как вы дома хвалите своих детей, за что и почему? Рассказывает группа «дочки», группа «сыночки». Подведение итогов.
Знаете разницу между тем, как хвалить мальчика и девочку?
Девочек не надо хвалить за сделанное. Если девочку хвалить за то, что она сделала: очень вкусно, очень красиво — в итоге формируется такое, что признание мне придет только за мои заслуги. Признание мне придет только за то, что я сделала. Здоровое положение вещей – я достойна любви, потому что я есть, потому что я — умница, потому что я — хозяюшка, потому что я — помощница, потому что я — принцесса, потому что я — фея на кухне. Вот тогда у женщины здоровая психика, потому что одобряют ее саму природу, т. е. чтобы мне получить любовь, надо просто остаться собой. Вот в чем принцип воспитания девочки.
Мальчики – полностью наоборот. Абсолютно диаметрально. Мамы очень любят говорить: ты у меня такая прелесть, такой умничка, такой молодец. Вроде бы хорошо. На самом деле, плохо мальчику мерещится, что он сам по себе хороший. А мужчине хорошо, только если он чего-то достигает. Поэтому чтобы мальчика побуждать к тому, чтобы он совершенствовался и чувствовал себя счастливым в итоге, ему надо говорить о его заслугах: очень красиво сделано, очень здорово, очень умело. Мальчику все эти ласковые слова нужны в меньшей степени, потому что его природа развиваться. Ему нужна похвала за то, что он достиг. Вместо того, чтобы сказать: заинька, солнышко, — для мальчишек постарше очень важно, чтобы вы их самолет показывали, сделанный из лего, всем приходящим гостям. Это важнее чем все солнышки, лапоньки, заиньки.
Задание №3
Воспитатель : Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Приглашаю Вас отправиться в магазин за игрушками. Группа «сыночки» выбирают игрушку для дочки, а группа «дочки» для сына – затем один представитель от команды должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор.
Воспитатель : Мы выяснили, что все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности как игра. Игра сопровождает ребенка – дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и, как правило, в играх участия не принимают. Хотя и у мам, и у пап большой багаж различных игр.
Задание №4 «Решение педагогических ситуаций»
Ситуация № 1: Ситуация в семье.
Мать:
-Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец: А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну) : Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопросы:
1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?
2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?
Ситуация № 2: Мать с ребенком встречаются с воспитателем.
-Воспитатель, обращаясь к ребенку : Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
-Нет, я их сейчас расстреляю!
Воспитатель : За что же ты их хочешь расстрелять?
-А просто так, потому что я– разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
-А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
-Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик! -А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопросы:
1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?
2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?
Воспитатель : Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
Ситуация №3
Мальчик внимательно изучает девочку и наконец задает вопрос:
- Он у тебя оторвался?
-Нет, не оторвался.
-Тебе делали операцию?
- Нет, у меня вообще не было…
-Интересное у тебя устройство…
Тут входит воспитатель. (На лице смятение).
Вопросы:
1. Как должен повести себя воспитатель в данной ситуации?
2. В чем различие понятий: половое и гендерное воспитание?
Воспитатель : Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего на физиологических особенностей полового развития ребенка. Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.
Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих.
1. Подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.
2. Призвано прививать ребенку гигиенические навыки.
3. Знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма.
Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Задание №5 Практическое задание «Ладошки»
Я предлагаю Вам провести диагностическое задание.
1. Обведите на листе бумаги кисть с расставленными пальцами.
2. Расположите на пальчиках себя и членов семьи.
Этот тест выявляет близость или отдаленность взаимоотношений в семье.
А теперь я хочу передать вам привет от ваших детей. (выдаются листы с ладошками детей, прошедших такой же тест)
Посмотрите внимательно на их ладошки. В идеале названия их и ваших пальчиков должны совпадать, но, думаю, что этого не случиться.
Только пусть это вас не расстраивает – наши дети еще маленькие для такого теста, хотя в их работах тоже просматривается логика.
В заключении нашей встречи я предлагаю вам пройти тест.
Тест "Мужской или женский характер?"
Если вы хотите лучше разобраться в своем характере, попробуйте ответить на предлагаемые вопросы ("да", "нет" или "не знаю").
1. Если представится случай, люблю играть первую скрипку в обществе.
2. В трудном или спорном положении жду поддержки у самого близкого человека.
3. В любом деле умею с легкостью принимать решения.
4. Отличаюсь впечатлительностью, во мне легко вызвать сострадание.
5. Умею постоять за свой авторитет.
6. Забочусь о своей внешности, и это доставляет мне удовольствие.
7. Обычно стараюсь приспособиться к обстоятельствам, а не действовать по первому побуждению.
8. Иногда кокетничаю с представителями противоположного пола.
9. Обладаю большой психической силой и независимостью в действиях.
10. Всегда ношу с собой зеркальце.
11. Умею не только долго помнить обиду, но и отплатить той же монетой.
12. Не отличаюсь выдержкой и не умею оставаться хладнокровным в любом положении.
13. Считаю, что любовь — это сокровенное переживание, не нуждающееся в непременном внешнем проявлении.
14. Я романтичен.
15. Мой характер схож с характером моего отца.
Подсчет результатов: за каждое «да» на нечетные вопросы и «нет» на четные вы получаете по 10 очков. За каждый вопросительный знак — 5 очков.
Ключ
100—150 очков. Психически — вы мужчина на все 100 процентов. Решительность, самостоятельность, независимость — вот ваши сильные стороны. Умеете быть опорой для другого человека и знаете, зачем живете на этом свете. Ваши жизненные принципы могут вызывать уважение многих людей. Если вы мужчина, ваши ответы наводят на мысль о некоторой схематичности и стереотипности понимания вопросов пола и собственной мужественности. Но если вы женщина — довольны ли вы собою?
50—99 очков. В зависимости от необходимости вы обнаруживаете как типично мужские, так и классически женские черты, умея сочетать мягкость с решительностью и впечатлительность с благоразумием. Может быть, иногда жизненные обстоятельства потребуют от вас поступков, которые вы считаете более свойственными противоположному полу, тем не менее умение приспосабливаться и большая психическая гибкость будут вашими союзниками в любых обстоятельствах.
О—49 очков. Психически — вы стопроцентная женщина. Сегодня это редко встречаемый тип человека. Если вы любите готовить, заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей, если вы мягки и покорны — вы имеете все задатки, чтобы стать воплощением мужского идеала. Настоящий мужчина примет вас такой, какая вы есть, достаточно, что он вас полюбит. Если же вы мужчина — ваше положение незавидно.
Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.
Но самое главное, что мне хотелось бы сказать: никогда не забывайте, что главное в нашей жизни – это семья. Ведь карьера не ждет дома, слава не утрет слезы, и свобода не обнимет ночью…
Благодарю Вас за активное участие и память о нашей сегодняшней встрече я хочу подарить вам памятки, в которых сформулированы основные советы и рекомендации, которые необходимо учитывать при воспитании наших мальчиков и девочек.
Предлагаю дать оценку нашей с вами встречи, отразите, пожалуйста, на стенде определенным значком вашу оценку, я уважаю любое ваше решение.
Получили нужную информацию, время провели с пользой, узнали новое по данной теме Потеряли время зря, ничего нового не узнали.
Закончить сегодняшнюю встречу хочу словами Габриеллы Мистраль:
«Многое из того, что нам нужно, может подождать, но не ребенок.
Ему нельзя сказать: «Жди до завтра». Его зовут – Сегодня!»