Любовь Лоскутникова
Гендерный подход в физическом развитии детей старших групп детей
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Аннотация….стр 2
2. Введение…. стр2
3. Цели и задачи гендерного развития детей…. стр3
4. Принципы гендерного подхода…стр3
5. Варианты двигательной активности детей…. стр4
6. Работа с родителями….стр5
7. Результаты работы….стр5
8. Конспект примерного занятия…. стр5
9. Приложение….стр8
10. Литература…стр17
2
Аннотация
Публикация «Гендерный подход в физическом развитии детей старших групп детей» размещена в разделах
Методические рекомендации для воспитателей старших групп по обеспечению гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, где указываются принципы, содержание, цели и задачи, методические приемы провнления физкультурных занятий в ДОУ.
Введение
В большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей ориентируются на «условного ребенка». Оно чаще всего практически не имеет различий для девочек и мальчиков. Одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка. О половых различиях вспоминают лишь тогда, когда необходимо тестировать уровень физической подготовленности детей. Известный писатель и педагог Жан Жак Руссо говорил: «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать». Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики, отсюда и возникают необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Проблема воспитания подрастающего поколения, ее актуальность на социально – педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в политику, эеономику, культуру и образование.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролегого поведения ребенка. Так как именно в этот период закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых не возможен здоровый
3
образ жизни. Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности.
Основная задача ДОУ - найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить мальчикам и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития.
Главными педагогическими задачами являются:
- оказание детям помощи в приобретении игрового опыта;
- расширение детских представлений о предметах, событиях, и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
- поощрение инициативы детей при развертывании при развертывании индивидуальных и коллективных игр;
- создание условий для проявления детьми игровой активности в течении дня.
Принципы гендерного подхода системы физического воспитания в ДОУ
/В. В. Шишкина, Н. В. Мащенко/
1. Принцип целостности разностороннего развития личности.
2. Принцип гуманизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка, при создании поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи. 3. Принцип индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, интересов и т. д., сотрудничества при формировании позитивного отношения к себе и к представителям противоположного пола.
4. Принцип природосообразности.
5 Принцип дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам
6. Принцип учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых представлений.
4
В своей работе я использую методы и приемы, имеющие различия:
-в подборе упражнений, их дозировке;
-по продолжительности выполнения задания;
-в подборе оборудования;
- в обучении сложным движениям;
-в пространственных границах;
- в требованиях к качеству выполнения заданий;
- в расстановке и уборке снарядов;
-в оценке деятельности.
Для организации и проведения физкультурных занятий я разработала варианты двигательной деятельности:
- занятия физическими упражнениями одновременно всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют различия;
- занятия по подгруппам;
- «интегрированный вариант», когда дети другого пола демонстрируют свое мастерство.
Педагогический процесс при таком подходе имеет различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек- развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Специфика такой деятельности в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе идет углубленное понимание половой принадлежности «Я – мальчик, Я - девочка».
С целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в родительских уголках оформлялась наглядная информация, на родительских собраниях проводился обмен опытом, предоставлялись индивидуальные консультации. Использовала в своей работе с родителями программу «Школа для пап и мам». Совместно с
5
родителями проводились культурно – досуговые мероприятия: «Рыцарский турнир», «День матери», «Богатырская сила», «Полет на луну», работа по страничке портфолио: «Я –мальчик, Я – девочка», экскурсии по месту работы родителей.
Работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерному воспитанию детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола.
Диагностика детей показала, что расширился их кругозор, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения в общении детей : мальчики стали более внимательны по отношению к девочкам, а девочки доброжелательны по отношению к мальчикам. Многие родители высказали мнение, что «стали лучше понимать своего ребенка».
В дальнейшем, я планирую, продолжить работу по гендерному воспитанию детей, поиском новых форм и путей реализации поставленных задач.
Я хочу предоставить свой примерный конспект занятия и подвижных игр, проведенных по гендерному воспитанию детей.
Мы – мальчишки, мы – девчонки.
Цель: Совершенствовать ОВД с использованием гендерного подхода.
Задачи:
- закреплять умение метать предметы в цель;
- повторять прыжки в разных заданиях;
- развивать в мальчиках – силу, выносливость, в девочках – гибкость и пластику;
- формировать правильную осанку;
- воспитывать смелость, ловкость, быстроту реакции, доброжелательность.
Ход занятия 6
Придумано кем –то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Наше занятие называется «Мы – мальчишки, мы – девчонки»
Есть здесь девчонки – хлопайте! Есть здесь мальчишки? Топайте!
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень!
Будем мы бегать, играть, заниматься,
С хандрой болезнфми не знаться!
Вводная часть.
1. Ходьба вокруг обруча на носках, на внешней стороны стороны стопы, в присяде, в полуприсяде.
2. Легкий бег вокруг обруча:
- девочки, выбрасывая носочки вперед;
- мальчики – захлестывая толени назад, туловище чуть наклонить, бег.
ОРУ под музыку: мальчики – гантели, девочки – ленточки.
1. Стоя, руки вперед, в стороны, вверх, опустить.
2. Стоя на коленях, повороты туловища.
3. Сидя, руки у груди – разводят ноги и руки в стороны одновременно.
4. Мальчики – приседания, руки перед собой, девочки – полуприседания.
5. Дыхательная гимнастика. (ХО – РО – Ш О)
Дети садятся на скамейки с двух сторон (отдельно девочки и мальчики)
Под музыку входит богатырь.
Богатырь. Здравствуйте, люди добрые, красны девицы да добры молодцы!
Не просто так пожаловал я в гости к вам, не с хорошей вестью! Напала на
7
Русь нашу Матушку враги черные, враги черные, злые! Вот и кликнул царь Берендей, собирать войско ратное, сильное, чтоб врагу заклятому отпор достойный дать! Повелел царь – батюшка среди молодцев добрых собрать сильных да ловких, чтоб помочь царю одолеть войско черное. Есть ли среди вас такие богатыри?
Вот мы сейчас и проверим, кто из вас лучший!
1конкурс: «Метатели»
Богатырь. Вот вам ведра и камни – булыжники! Будете бросать их по очереди, а мы считать будем, кто больше всех забросит в ведро, тот и будет самым ловким.
2 конкурс: «Бои воздушными шарами». Необходимо лопнуть шарики противника, но сохранить свой.
3 конкурс: «Кто самый быстрый». Прыжки с кеглями между коленями.
4 конкурс: «Перетягивание каната»
Богатырь. Теперь я смело могу доложить царю – батюшке, что много у нас богатырей сильных, что за Родину постоять могут.
Внимание! Внимание!
На нашем занятии сплошное обаяние.
Плюс юность, привлекательность, веселье, оптимизм,
Пусть с вами обязательно идут они всю жизнь.
1 конкурс: Прыжки через скакалку с продвижением вперед.
2 конкурс: «Не урони шарик» Игра с платком.
Релаксация. Девочки собираются в кружок, ложатся на коврик и закрывают глаза. Веночки за головой на вытянутых руках. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель читает сказку. В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны. (Девочки складывают руки лодочкой и поднимают вверх, а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой.
8
И в один прекрасный день Волшебные цветы распустились! (Девочки берут веночки в руки и поднимают их вверх.) Их красота была удивительна! Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на них. Ведь Добрая Волшебница наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они дарили радость любому, кто смотрел на них. Шло время, цветы становились все краше и краше, а сила их возрастала. (Девочки встают, надевают веночки на голову и берутся за руки). Так и в Волшебном лесу появились прекрасные Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место.
Девочки читают стихи.
1. Чтоб красоту нам сохранить,
Всегда в спортивной форме быть,
Мы занимаемся с мячами,
Скакалками и обручами.
2. Мы сегодня показали,
Как красивой стройной быть,
И улыбки всем дарим,
От души благодарим!
Мальчики приглашают девочек на парный танец.
Итог занятия.
Шуточная игра «Сорви шапку»
Звучит песня А. Зацепина «Кап-кап-кап….» дети бегают то в одну сторону, то в другую. Во время паузы в музыке нужно подбежать к богатырю, который стоит в центре круга в шапке, и сорвать ее с головы. Кто сорвал, тот и победитель «воевода!.
Турнир всадников
Эстафета на лошадках с копьем в руке. Нужно копьем сбить одну кеглю, вернуться, передать коня и копье следующему игроку.
9
Народная игра – забава «Платок»
Под музыку девочки отбивают воздушный шарик, подбрасывая его платком,
Держа его за уголки и стараясь, чтобы шарик не упал на пол. У какой команды шарик упал первым, та проиграла.
Упражнение «Ласточка»
Играют девочки. Предлагается сделать ласточку. Кто дольше простоит на одной ножке.
Содержание
1. Аннотация….стр 2
2. Введение…. стр2
3. Цели и задачи гендерного развития детей…. стр3
4. Принципы гендерного подхода…стр3
5. Варианты двигательной активности детей…. стр4
6. Работа с родителями….стр5
7. Результаты работы….стр5
8. Конспект примерного занятия…. стр5
9. Приложение….стр8
10. Литература…стр17
2
Аннотация
Методические рекомендации для воспитателей старших групп по обеспечению гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, где указываются принципы, содержание, цели и задачи, методические приемы провнления физкультурных занятий в ДОУ.
Введение
В большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей ориентируются на «условного ребенка». Оно чаще всего практически не имеет различий для девочек и мальчиков. Одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка. О половых различиях вспоминают лишь тогда, когда необходимо тестировать уровень физической подготовленности детей. Известный писатель и педагог Жан Жак Руссо говорил: «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать». Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики, отсюда и возникают необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Проблема воспитания подрастающего поколения, ее актуальность на социально – педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в политику, эеономику, культуру и образование.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролегого поведения ребенка. Так как именно в этот период закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых не возможен здоровый
3
образ жизни. Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности.
Основная задача ДОУ - найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить мальчикам и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития.
Главными педагогическими задачами являются:
- оказание детям помощи в приобретении игрового опыта;
- расширение детских представлений о предметах, событиях, и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
- поощрение инициативы детей при развертывании при развертывании индивидуальных и коллективных игр;
- создание условий для проявления детьми игровой активности в течении дня.
Принципы гендерного подхода системы физического воспитания в ДОУ
/В. В. Шишкина, Н. В. Мащенко/
1. Принцип целостности разностороннего развития личности.
2. Принцип гуманизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка, при создании поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи. 3. Принцип индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, интересов и т. д., сотрудничества при формировании позитивного отношения к себе и к представителям противоположного пола.
4. Принцип природосообразности.
5 Принцип дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам
6. Принцип учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых представлений.
4
В своей работе я использую методы и приемы, имеющие различия:
-в подборе упражнений, их дозировке;
-по продолжительности выполнения задания;
-в подборе оборудования;
- в обучении сложным движениям;
-в пространственных границах;
- в требованиях к качеству выполнения заданий;
- в расстановке и уборке снарядов;
-в оценке деятельности.
Для организации и проведения физкультурных занятий я разработала варианты двигательной деятельности:
- занятия физическими упражнениями одновременно всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют различия;
- занятия по подгруппам;
- «интегрированный вариант», когда дети другого пола демонстрируют свое мастерство.
Педагогический процесс при таком подходе имеет различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек- развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Специфика такой деятельности в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе идет углубленное понимание половой принадлежности «Я – мальчик, Я - девочка».
С целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в родительских уголках оформлялась наглядная информация, на родительских собраниях проводился обмен опытом, предоставлялись индивидуальные консультации. Использовала в своей работе с родителями программу «Школа для пап и мам». Совместно с
5
родителями проводились культурно – досуговые мероприятия: «Рыцарский турнир», «День матери», «Богатырская сила», «Полет на луну», работа по страничке портфолио: «Я –мальчик, Я – девочка», экскурсии по месту работы родителей.
Работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерному воспитанию детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола.
Диагностика детей показала, что расширился их кругозор, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения в общении детей : мальчики стали более внимательны по отношению к девочкам, а девочки доброжелательны по отношению к мальчикам. Многие родители высказали мнение, что «стали лучше понимать своего ребенка».
В дальнейшем, я планирую, продолжить работу по гендерному воспитанию детей, поиском новых форм и путей реализации поставленных задач.
Я хочу предоставить свой примерный конспект занятия и подвижных игр, проведенных по гендерному воспитанию детей.
Мы – мальчишки, мы – девчонки.
Цель: Совершенствовать ОВД с использованием гендерного подхода.
Задачи:
- закреплять умение метать предметы в цель;
- повторять прыжки в разных заданиях;
- развивать в мальчиках – силу, выносливость, в девочках – гибкость и пластику;
- формировать правильную осанку;
- воспитывать смелость, ловкость, быстроту реакции, доброжелательность.
Ход занятия 6
Придумано кем –то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Наше занятие называется «Мы – мальчишки, мы – девчонки»
Есть здесь девчонки – хлопайте! Есть здесь мальчишки? Топайте!
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень!
Будем мы бегать, играть, заниматься,
С хандрой болезнфми не знаться!
Вводная часть.
1. Ходьба вокруг обруча на носках, на внешней стороны стороны стопы, в присяде, в полуприсяде.
2. Легкий бег вокруг обруча:
- девочки, выбрасывая носочки вперед;
- мальчики – захлестывая толени назад, туловище чуть наклонить, бег.
ОРУ под музыку: мальчики – гантели, девочки – ленточки.
1. Стоя, руки вперед, в стороны, вверх, опустить.
2. Стоя на коленях, повороты туловища.
3. Сидя, руки у груди – разводят ноги и руки в стороны одновременно.
4. Мальчики – приседания, руки перед собой, девочки – полуприседания.
5. Дыхательная гимнастика. (ХО – РО – Ш О)
Дети садятся на скамейки с двух сторон (отдельно девочки и мальчики)
Под музыку входит богатырь.
Богатырь. Здравствуйте, люди добрые, красны девицы да добры молодцы!
Не просто так пожаловал я в гости к вам, не с хорошей вестью! Напала на
7
Русь нашу Матушку враги черные, враги черные, злые! Вот и кликнул царь Берендей, собирать войско ратное, сильное, чтоб врагу заклятому отпор достойный дать! Повелел царь – батюшка среди молодцев добрых собрать сильных да ловких, чтоб помочь царю одолеть войско черное. Есть ли среди вас такие богатыри?
Вот мы сейчас и проверим, кто из вас лучший!
1конкурс: «Метатели»
Богатырь. Вот вам ведра и камни – булыжники! Будете бросать их по очереди, а мы считать будем, кто больше всех забросит в ведро, тот и будет самым ловким.
2 конкурс: «Бои воздушными шарами». Необходимо лопнуть шарики противника, но сохранить свой.
3 конкурс: «Кто самый быстрый». Прыжки с кеглями между коленями.
4 конкурс: «Перетягивание каната»
Богатырь. Теперь я смело могу доложить царю – батюшке, что много у нас богатырей сильных, что за Родину постоять могут.
Внимание! Внимание!
На нашем занятии сплошное обаяние.
Плюс юность, привлекательность, веселье, оптимизм,
Пусть с вами обязательно идут они всю жизнь.
1 конкурс: Прыжки через скакалку с продвижением вперед.
2 конкурс: «Не урони шарик» Игра с платком.
Релаксация. Девочки собираются в кружок, ложатся на коврик и закрывают глаза. Веночки за головой на вытянутых руках. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель читает сказку. В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны. (Девочки складывают руки лодочкой и поднимают вверх, а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой.
8
И в один прекрасный день Волшебные цветы распустились! (Девочки берут веночки в руки и поднимают их вверх.) Их красота была удивительна! Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на них. Ведь Добрая Волшебница наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они дарили радость любому, кто смотрел на них. Шло время, цветы становились все краше и краше, а сила их возрастала. (Девочки встают, надевают веночки на голову и берутся за руки). Так и в Волшебном лесу появились прекрасные Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место.
Девочки читают стихи.
1. Чтоб красоту нам сохранить,
Всегда в спортивной форме быть,
Мы занимаемся с мячами,
Скакалками и обручами.
2. Мы сегодня показали,
Как красивой стройной быть,
И улыбки всем дарим,
От души благодарим!
Мальчики приглашают девочек на парный танец.
Итог занятия.
Шуточная игра «Сорви шапку»
Звучит песня А. Зацепина «Кап-кап-кап….» дети бегают то в одну сторону, то в другую. Во время паузы в музыке нужно подбежать к богатырю, который стоит в центре круга в шапке, и сорвать ее с головы. Кто сорвал, тот и победитель «воевода!.
Турнир всадников
Эстафета на лошадках с копьем в руке. Нужно копьем сбить одну кеглю, вернуться, передать коня и копье следующему игроку.
9
Народная игра – забава «Платок»
Под музыку девочки отбивают воздушный шарик, подбрасывая его платком,
Держа его за уголки и стараясь, чтобы шарик не упал на пол. У какой команды шарик упал первым, та проиграла.
Упражнение «Ласточка»
Играют девочки. Предлагается сделать ласточку. Кто дольше простоит на одной ножке.
Приложение №1
11
Приложение №2
12
Приложение № 2
13
Приложение №4
14
Приложение №5
15
Приложение №6
16
Литература
1. Анохина И. А. Система оздоровительной работы в ДОУ. Ульяновск, 2005г
2. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание, 1997г. ,№ 12
3. Добранравов А. В. Методические рекомендации по исследованию и оценке физического развития детей. Ленинград, 1988г.
4. Татарницева Н. Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов- на-Дону, 1999г.
5. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. Санкт-Петербург, 2001г.
6. Щетинина А. М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Москва, 2010г.
Приложение №1
11
Приложение №2
12
Приложение № 2
13
Приложение №4
14
Приложение №5
15
Приложение №6
16
Литература
1. Анохина И. А. Система оздоровительной работы в ДОУ. Ульяновск, 2005г
2. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание, 1997г. ,№ 12
3. Добранравов А. В. Методические рекомендации по исследованию и оценке физического развития детей. Ленинград, 1988г.
4. Татарницева Н. Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов- на-Дону, 1999г.
5. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. Санкт-Петербург, 2001г.
6. Щетинина А. М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Москва, 2010г.
10
10