Ирина Горелова
Гендерный подход к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
И. Б. Горелова, учитель-логопед
Е. Г. Кубова, учитель-логопед
Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования. Модернизация образования несет переосмысление ценностей, выдвигая доминирующим фактором развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Проблема формирования гендерной идентичности современных детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, получивших достаточно широкое освещение в научной литературе.
Публикация «Гендерный подход к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время недостаточное внимание уделяется дифференцированному подходу в воспитании мальчиков и девочек. Современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественной характеристике ребенка, хотя, по мысли И. С. Кона, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, — половая принадлежность.
Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы. Так, первые анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже в эмбриональный период их развития. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи, формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и в некоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению с мальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца и легких, удельный вес мускулатуры. Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии, а в дальнейшем — раньше ходить и говорить. Их организм отличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно привести и некоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки — с помощью слуха.
Дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают позитивную информацию, включая разные корковые системы. А это определяет разное эмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоциональной сфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней адаптируются к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются также интересами и предпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере их игр и речи.
Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне "оречевления". А у мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. И это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического, или интуитивного. Значит, уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию речи мальчика и девочки.
В исследовании Т. П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста “разная стратегия мозга”, их эмоции имеют разную генетическую основу. По данным Т. М. Титоренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием среды и взрослых формируются и развиваются два разных человека – с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.
Изучив материалы по данной проблеме, логопедамиМБДОУ «ЦРР-д/с №20»и МБДОУ д/с № 22г. Кинешма, было выяснено, что непосредственно гендерные аспекты речевого развития, а именно особенности овладения звукопроизношением детей дошкольного возраста разработаны недостаточно. Поэтому мы разработали методический материал, включающий игры и упражнения для более успешной автоматизации и введения в связную речь поставленных звуков для девочек и мальчиков.
Целью нашей работы является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.
При организации логопедической работы учитывается:
-гендерное содержание занятий, упражнений;
-активизация мальчиков и девочек;
-учет опыта мальчиков и девочек;
-правильная организация развивающей среды логопедического кабинета.
Так,например,мальчикиработают с инструментами в игре «Столяр-плотник», «Электромонтер»,закручивают гайки,болтики, краны и проговаривают слоги, слова на правильно произносимый звук. Девочкам для аналогичной работы можно предложить перекладывать, перебирать косточки абрикоса,персика, фасоль и др.
Полоролевые особенности учитываются и при проведении артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика «Золушка» предназначена для подготовки артикуляционного аппарата девочек к формированию звука. Проведение гимнастики в такой форме повышает интерес девочек к выполнению сложных и рутинных упражнений, превращает каждодневные тренировки в веселое увлекательное путешествие по сказке. Упражнения необходимо сопровождать яркими интересными картинками в сопровождении простых и понятных двустиший.
Карета по мосту летит.
В ней Золушка на бал спешит. (рот открыть, улыбнуться ; зацепить кончик язычка за нижние зубы; спинку языка выгнуть-удерживать данное положение 3-5 секунд)
Мальчикам мы предлагаем выполнить артикуляционную гимнастику «Путешествие на машине»,которая предназначена для повышения интереса мальчиков к выполнению артикуляционных упражнений. Губы в этой игре становятся гаражом, и мотором. Язычок превращается то в машинку, то в мостик, то в дорогу. Мальчики при таком подходе становятся активнее, у них появился интерес к усвоению нового материала. Данные упражнения способствуют развитию внимания, сосредоточенности. Например:
Начал дождь в окно стучать.
Время дворники включать. (рот открыть и улыбнуться; высунуть язычок; двигать язычком влево – вправо, касаясь уголков рта.)
Для развития фонематического восприятия с девочками можно поиграть в кухню. Им кажется, что на кухне так интересно! Маленьким хозяйкам можно предложить подобрать пластмассовые овощи, фрукты, ягоды, продукты с определенным звуком. Например, на звук М : морковь, масло, малина, молоко и т. д.
Дифференцированный подход учитывается и при проведении непосредственно-организованной деятельности. Так как девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. У мальчиков много времени уходит на рассказывание. У девочек лучше развита «исполнительская» часть речи, совершенство речевого процесса. У мальчиков лучше развита сообразительность, находчивость, изобретательность.
Для результативного процесса развития речи мы используем следующие принципы работы с мальчиками: быстрый темп подачи материала, высокую двигательную активность, поисковую деятельность, элементы соревновательности, логические задания, подход к формированию правил через практические действия и очень важно, чтобы объяснение материала и инструкции к заданиям были четкими и немногословными. И принципы работы с девочками: невысокий темп подачи материала, использование материала с предпочтением яркого спектра; при сообщении важного момента концентрация внимания на нем; эмоционально окрашенная подача материала.
В конце логопедического занятия для развития психических процессов девочкам можно предложить собрать из счетных палочек, геометрических фигур, фишек: бабочку, пчелу, домик; мальчикам: робота, ракету, жука.
Далее мы предлагаем вам варианты работы по автоматизации звука [л] для мальчиков.
(Книжка – презентация открывается по щелчку мышки).
Гендерный подход в логопедической работе –это проявление личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и детей). Мы уверены, что через гендерные аспекты развития звукопроизношения будет происходить и гендерная социализация детей.
Литература
1. Асеева И. И. Читаем и играем вместе с мамой: Книга для девочек. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2012.-32 с. : ил. – (Серия «От 3 до 5»).
2. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
3. Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО. Образовательная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты / авт. -сост. Т. А. Елисеева, Л. В. Климина, О. С. Хрон. - Волгоград : Учитель, 2016.