Москальчук Светлана
Использование музыки в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Стремительно водят в нашу жизнь новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. По-прежнему актуальной остается проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, развития его физических и интеллектуальных качеств, социально-коммуникативных навыков. Огромные возможности в этом направлении заложены в синтезе музыки и движения. Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Целенаправленно используемая (функциональная) музыка при двигательной деятельности имеет большое оздоровительное, воспитательное и образовательное значение.
Публикация «Использование музыки в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Работая инструктором по физической культуре с детьми раннего и дошкольного возраста, я активно использую движения под музыку как универсальное средство гармоничного развития личности.
Особенности моего опыта работы:
1. Ориентируюсь не только на развитие детей, но и на совершенствование взрослых.
Стараюсь осуществлять комплексный подход при взаимодействии воспитанников, педагогов и родителей. С этой целью предусмотрено проведение совместных мероприятий родителей с детьми, педсоветов для педагогов с использованием музыки и т. д.
2. Использую современные образовательные программы с музыкальным сопровождением.
С детьми раннего возраста:
Программу А. И. Бурениной и Т. Сауко «Топ - хлоп малыши».
Программу Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой» : «Физминутки», «Аэробика для малышей», «Догоняйка. Подвижные игры с песенками для детей от 1,5 до 4 лет»
С дошкольниками:
Программу А. И. Бурениной по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» для детей 3-7 лет.
Оздоровительно-развивающую программу по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений Ж. Е. Фирилевой и Е. Г. Сайкиной «Са-Фи-Дансе».
3. Внедряю элементы игрового стретчинга по оздоровительной методике А. Г. Назаровой «Игровой стретчинг» в индивидуальную работу с дошкольниками, не имеющими противопоказаний к этому виду занятий.
Параллельно с музыкальным материалом, рекомендованным А. Г. Назаровой, я использую свою подборку музыки. Наряду с отрывками из классических произведений, включаю авторскую «нарезку» детских песен в качестве музыкального сопровождения для упражнений. Считаю большой находкой песни Ирины Конвенан. Основной "ключик" этих песен - мелодичность, образность, движение, эмоции. Цикл песен под названием «Любимая игрушка», «Теремок», «Облака» можно рекомендовать для детей младшего и среднего дошкольного возраста, а цикл песен «Мы по радуге идем» и «Петербургу с любовью» - для старших дошкольников. https://vk.com/club5666009
Хороший материал, на мой взгляд, представлен на компакт-диске в качестве музыкального приложения к методическому пособию Т. С. Овчинниковой «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой». Небольшие по объему песенки-куплеты с названиями «Змея», «Веточка», «Зайчик», «Лисичка», «Лошадка» и другие можно использовать как музыкальное сопровождение для одноименных упражнений игрового стретчинга.
4. Использую в качестве музыкального сопровождения наряду с популярной музыкой и детскими песнями отрывки из классических музыкальных произведений, вальсы, этюды, марши и т. д.
Необходимо формировать музыкальную культуру с раннего детства, а точнее, еще до рождения ребенка. Чтобы понимать классическую музыку, надо ее слушать. Сложная и непонятная при первом знакомстве, она становится доступной, если обратить внимание на основные жанровые эпизоды: песню, танец, марш, встречающиеся в ней и т. д.
Вниманию педагогов хочу предложить авторскую подборку классических произведений (неполный перечень, которые я использую в своей работе.
А. Караманов. «Лесные картинки: утро в лесу» (можно использовать как сопровождение к подвижной игре «Птички в лесу»);
К. Хачатурян. Танец Чиполлино, помидора и стражников из балета «Чиполлино» (чередование бега по кругу с бегом врассыпную);
А. С. Грибоедов. Вальс ми-минор (музыкально - ритмическая композиция с листьями);
И. Штраус. «На охоте» - полька (бег);
Р. Шуман. «Смелый наездник» (галоп);
А. К. Лядов. «Музыкальная табакерка» (музыкально - ритмическая композиция со снежинками);
Д. Шостакович – «Танцы кукол» (музыкально - ритмическая композиция с мячиками);
Г. В. Свиридов – военный марш и др.
5. Составляю и внедряю в работу с детьми музыкальные разминки
(термин «музыкальные разминки» заимствован из детской аэробики).
В качестве примера хочу предложить несколько авторских музыкальных разминок для детей старшего дошкольного возраста, которые можно использовать на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, на спортивных досугах, праздниках и развлечениях.
В данной работе я остановилась на некоторых моментах своей педагогической деятельности, связанной с движениями под музыку. Если мой опыт будет интересен коллегам, буду рада. Считаю, что данное направление работы универсальное и благодатное т. к. затрагивает наряду с физическим развитием ребенка его интеллект и духовность. Детский сад будущего вижу в интеграции физкультурного и музыкального воспитания детей, в стремлении педагогов и родителей растить малышей по законам красоты.