Некипелова Татьяна
Гендерное воспитание дошкольников «Такие разные мальчишки и девчонки»
▼ Скачать + Заказать документы
Такие разные мальчишки и девчонки…
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постоянно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Всё это позволило мне сделать вывод о необходимости создания в группе условий для гендерной социализации детей.
Выстраивание модели образовательного пространства в своей группе я веду в следующих направлениях:
- знакомлюсь с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
- организую построение развивающей среды и модели педагогического процесса с учетом гендерной принадлежности.
При организации и проведении занятий я учитываю психологические особенности мальчиков и девочек : девочкам даю типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваю инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщаю лишь принцип их выполнения, при анализе занятий оцениваю их знания, а не поведение.
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. С этой целью, заучиваю пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде; провожу беседы на тему: «Обязанности детей в крестьянской семье», «Как трудились и отдыхали в старину», «Как росли мои родители?» и др.
Реализацию специфических интересов мальчиков и девочек связываю с организацией развивающей предметно - пространственной среды. Для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака., трудовые поручения, так же распределяют, а зависимости от пола ребё нка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки – с аккуратностью.
Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе и при воспитании культурно-гигиенических навыков. В группе на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.
Моя работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт я буду углублять, и совершенствовать в дальнейшем.
Т. А. Некипелова - воспитатель первой категории