Мария Гутникова
Гендерное воспитание младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №33 –
детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Гендерное воспитание младших дошкольников
Воспитатель высшей квалификационной категории
Гутникова Мария Петровна
Тула, 2015
«Такие разные мальчики и девочки».
Публикация «Гендерное воспитание младших дошкольников» размещена в разделах
Гендерное воспитание младших дошкольников
Формирование у детей гендерной принадлежности начинается в раннем возрасте. В каждом народе существуют многовековые традиции, строго регламентирующие распределение ролей мужчин и женщин в обществе, а также поведенческие стереотипы.
Актуальность гендерного воспитания возникла в России в последние десятилетия в связи с некоторыми изменениями, произошедшими в обществе. Среди них – влияние советской системы воспитания, феминизация женщин, увеличение числа неполных семей, отсутствие мужчин-педагогов в школе и другие.
Нет сомнения, что гендерное воспитание необходимо как в семье, так и в детском учреждении. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек в плане предпочтений, интересов, ценностей, а также моделей поведения. Однако знания не предполагают освоения ролей и формирования мужественности и женственности. Для закрепления мужских и женских черт характера потребуется особым образом организованная воспитательная среда, день за днем позволяющая ребенку проявлять свои полоролевые отличия. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
От рождения до 3-х лет. В этот период происходит становление полового самосознания малыша. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка. Начинает сравнивать себя с другими людьми.
Проявляет внимание к различным частям своего тела. Может играть со своими половыми органами, с интересом наблюдать за раздетыми людьми. Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети. В речи использует местоимение «он», «она». Нередко считает, что пол можно изменить-побыть мальчиком, потом девочкой, или наоборот.
Образовательные задачи гендерного воспитания в детском саду:
- воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин;
- содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.
Роль родителей в половой идентификации ребёнка
Все дети развиваются по-разному. Но, одинаковые результаты мы получим, одинаково воспитывая мальчика и девочку. Да нет одинакового воспитания! Отец и мать по-разному видят и осуществляют воспитание своих общих детей. И, именно, родители ответственны за половое воспитание своих детей, так как только они могут научить их взаимному уважению и любви. Любовь и взаимоуважение родителей — главный воспитывающий фактор воздействия на ребёнка. «Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок». (В. И. Кочетков).
Родители должны понимать, что не следует слишком усердствовать в проявлении или искоренении каких — либо мужских или женских начал ребенка, особенно в кризисные периоды 3-7 лет и в период полового созревания.
К сожалению, не существует универсальной «технологии» воспитания детей, и мы не можем получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающим полным научным знанием о семье.
Правильно ориентировать девочку — это значит одевать и воспитывать её в соответствии с полом, развивать интерес к женским занятиям и играм, приучать к домашнему труду, развивать женские качества, поощрять отзывчивость и заботливость будущей мамы, развивать мягкость, справедливость, восприимчивость к прекрасному, искренность. В семье девочку легко научить работе по дому, приобщать шитью, вышиванию, вязанию.
В воспитании мальчиков есть своя специфика, свои нюансы. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность (тактично направляя) принимать решения самому. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери.
Целесообразно использовать или создавать такие ситуации, в которых мальчик мог бы проявить себя как представитель «сильного» пола.
Самостоятельная детская деятельность по развитию физических качеств с учетом гендерных особенностей
Одной из важных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. В процессе самостоятельной деятельности важно обеспечить разнообразие видов детской деятельности с различными пособиями, играми, атрибутами, материалами и др.
Рассмотрим самостоятельную деятельность детей в двигательной деятельности, а именно, развитие физических качеств с учетом гендерных особенностей.
В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любимыми видами упражнений. Стимулом для самостоятельных занятий является наличие необходимого оборудования и такое размещение, чтобы оно побуждало детей к движению. Воспитатель подсказывает детям, какой инвентарь выбрать и какие упражнения выполнить с ним, помогает распределить роли в игре.
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, необходимо осуществлять дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания.
Развитие жизненно важных качеств (скоростных, силовых) не может проходить однотипно у детей разного пола. У девочек приоритетным является развитие гибкости, ловкости, у мальчиков – силы, выносливости.
Используются следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
- различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
- распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
К основным физическим качествам относят ловкость, силу, быстроту, выносливость, гибкость.
Рассмотрим, некоторые из упражнений на развитие физических качеств:
- кольцеброс - метание колец на стержень (развивает глазомер, точность, ловкость движений);
- мишень - метание предметов в вертикальную цель с расстояния из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя) - развивает глазомер, точность, ловкость движений;
- упражнения с лентами - cовершенствование двигательных умений и навыков, формирование умения выполнять движения красиво, ловко, осознанно;
- классики - развить физическую силу и выносливость.
Учет гендерных особенностей в физическом развитии – это обеспечение нормального формирования функций и систем организма, раскрытие способности в становлении мальчиков и девочек через средства и методы физической культуры исходя из биологических, двигательных различий мальчиков и девочек.
Но, есть ряд движений, темпы овладение которыми различаются у мальчиков и девочек. Так, например, есть отличия в сроках овладения метанием (вызывающим затруднения у девочек) и прыжками через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков, а также в гибкости (девочки от природы более гибкие в отличие от мальчиков). Необходимо обратить внимание на то, что у мальчиков и у девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше дается, в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом, а именно:
- у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера, такие как: бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры; у девочек предпочтительней игры с мячом, со скакалкой, танцевальные упражнения.
Раздельное проведение занятий, по мнению Н. И. Бочаровой, лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми. Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей по половому признаку.
Роль предметно-развивающей среды в формировании гендерной устойчивости детей младшего дошкольного возраста
Огромное внимание в работе по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей необходимо уделять подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков, и девочек.
Зонирование группы само по себе предполагает, что в строительном и техническом уголке большую часть будут находиться мальчики, а в кукольном – девочки. Однако у детей младшего дошкольного возраста ещё нет резкого разграничения в выборе видов деятельности, поэтому мальчики часто гладят бельё и варят кашу, а девочки с увлечением катают машинки. В данном случае, нет ничего страшного, поскольку в современном мире женщины за рулём – это привычная вещь, а мужчина – домохозяин – не редкость. Задача состоит в том, чтобы дать детям возможность понять, почувствовать, что женщина должна быть не только волевой и сильной, но и мягкой, женственной, хозяйственной; и наоборот, мальчикам надо вырасти смелыми, отважными, сильными, уметь выполнять «мужскую работу». А для этого, необходимо создать в уголках такие условия, чтобы девочки с удовольствием и желанием играли, например, в кукольном уголке, а мальчики в строительном и уголке по ОБЖ.
Рассмотрим насыщение предметно-развивающей среды на примере некоторых типичных уголков группы с учётом гендерного развития у детей младшего дошкольного возраста.
Уголок «Парикмахерская», уголок природы, уголок творчества и театральный уголок.