Елена Сысоева
Характеристика игры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значимым средством формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников считаются дидактические игры. Вначале дидактической игры «Хорошо или плохо» педагог объясняет и показывает на примере картинок как верно вести себя в разнообразных обстоятельствах, а затем предлагает ребятам совместно с ней проговаривать действия персонажей, разъясняя их мотивы поведения, причинно–следственные связи. В конце игры ребята сами дают оценку поступкам, предлагают верный выбор модели поведения или общения на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи.
Для развертывая сюжета игры, дошкольники вначале должны постигнуть ее смысл, мотивы, педагог помогает им в этом, применяя такие приемы мотивирования игры для совершенствования социально-коммуникативных навыков, как:
1. Создание ситуации с целью обогащения дошкольников эмоциями, которые применяются в игре. В частности, при знакомстве с миром профессий, создается альбом профессии родителей. Этот альбом рассматривается вместе с детьми, обсуждается, чем занимаются мамы и папы на своих рабочих местах.
2. Побуждение ребенка к развертыванию игры (например:«Взгляните, к зайчонку пришли гости, давайте поможем ему накрыть стол»). В качестве естественных участников игры педагог предлагает дошкольникам примеры разнообразных игровых действий (кормить, купать игрушку). В ходе игры развиваются способности игрового общения дошкольников как носителей роли (диалоги между персонажами, договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, обнаруживая сострадание и вежливое отношение к ровеснику).
3. Организация коллективных игры дошкольников с различным количеством участников с учетом дружеских привязанности между детьми.
4. Обучение дошкольниковпользованию предметами заместителями, помощь в подборе и расширению их набора, ясное применение игрового оборудования.
В процессе создания игровой ситуации формируются навыки безопасного поведения в быту: «Мышонок обжегся об утюг, вылечим ему лапку», «Помоги собачке перейти дорогу», «Котенок укололся: пожалеем его и научим, что запрещено брать у мамы нож, ножницы, иголки».
Игровые интересы старших дошкольников характеризуются значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «банк», «завод», «поликлиника», «железная дорога», «строительство».
В приведенном ниже описании игры в «детский сад» находит отражение труд и взаимоотношения взрослых в детском саду.
«. Юля провела с куклами зарядку, потом посадила их завтракать: «Давайте быстро поедим, а то нужно идти на осмотр к врачу». После завтрака «врач» и «медицинская сестра» заботливо осматривали детей.
Ирина: «У Насти есть хрипы, положите ее в постель и вызовите бабушку».
Юля - «педагог» пошла звонить по телефону: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада».
После медицинского осмотра «дети» пошли на «музыкальное занятие». Через некоторое время к играющим подошел Саша и спросил у «педагога»: «Можно мне поиграть в детский сад с вами?»
Юля: «Ты будешь дядей Геной, иди отремонтируй краны, потому что все время течет вода».
Саша направился к противоположной стене комнаты и, взяв кубик, стал «чинить» кран».