Светлана Голубова
Гендерная социализация дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, формирование человека как представителя мужского или женского пола. Этот процесс протекает во взаимодействии врожденных задатков и развитием общества, культурой воспитания. Многие ученые справедливо утверждают, что осмысление ребёнком своего «я» начинается с осознания своей половой принадлежности и что пол - категория не только биологическая, но и социальная. Поэтому, процесс воспитания личности ребёнка правильнее рассматривать как процесс воспитания личности определенного пола, включающий подготовку к выполнению социальных ролей.
Темочки:
Современное состояние вопроса полового воспитания детей в педагогике нельзя назвать удовлетворительным в связи с его недостаточной изученностью, особенно применительно к детям дошкольного возрасти, являющегося одним из важнейших периодов в становлении личности. Необходимость формирования дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков является условием повышения эффективности педагогического процесса и успешного решения задач формирования личности.
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, активной, социально ориентированной помощью личности в ее психосексуальном развитии, в процессе физиологического, социального и психологического формирования человека как представителя мужского или женского пола.
Чтобы достичь своих целей, половое воспитание должно быть согласовано с закономерностями психосексуального развития ребенка.
В ходе нашей работы выявились следующие противоречия;
Начало полового воспитания приходится на ранний детский возраст, а первыми наставниками являются родители и, в известной степени, воспитатели - именно к ним обращается ребенок с первыми вопросами о поле, о телесных различиях между мальчиками и девочками. Такие вопросы задают все нормальные дети в возрасте между 2г. 6 мес. и 3 г. 6 мес. И к этому взрослые не всегда готовы.
Если ребенок не получает разумного ответа, когда этот вопрос возникает у него впервые, он может сделать свои собственные выводы. Важно не относиться к этому как к нездоровому сексуальному интересу. Для маленького ребенка этот вопрос так же нужен, как и все другие.
Основная идея работы - умение объяснить, что девочки рождаются не такими, как мальчики, что так и должно быть. Маленькому ребенку легче объяснить на примерах, в игровой деятельности, что он сделан таким же, как папа, брат, дядя, а девочка - такой же как мама.
Вся сложная система полового воспитания в дошкольном возрасте должна строиться, учитывая следующие особенности;
- нет особого специального полового воспитания, оторванного от обычной учебной и воспитательной работы;
- нет ни одного момента учебно-воспитательной работ, где бы ни включался в той или иной степени элемент полового воспитания.
Целью нашей работы является: Формирование полоролевое поведение в детском обществе, а также воспитание половой культуры ребенка.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
1. Формировать полоролевые позиции детей об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек.
2. Развивать способы взаимодействия, характерные для женского и мужского типа поведения.
3. Воспитывать нравственно - волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и т. д., и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.).
4. Формировать положительное отношение к своему телу и здоровью (знание о гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела).
5. Удовлетворение познавательных интересов детей.
6. Создать условия для формирования основ опыта мужского и женского поведения.
Исторически мужской тип поведения сложился как кормилец, защитник семьи, сильный, целеустремленный; а женский - как «экспрессивный» : нежная, тонко чувствующая, воспитывающая детей и эмоционально поддерживающая мужа. Поэтому данные нормы воспитания и обучения полоролевому поведению закладываются у детей раннего возраста в любимых играх.
В силу существенных различий в поведении мальчиков и девочек, обусловленных их полом, необходима более гибкая организация среды в группе, для общения обоих полов.
Свою работу проводим поэтапно, в каждой возрастной группе имеются свои особенности
В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». На это содержание проводим дидактические игры «Дом моделей» (отбери одежду для мальчика и девочки, «Мальчик и девочка», беседы «Чем ты любишь заниматься» (интересы детей).
С 4-х лет (средний возраст) формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям полов.
Дифференциация маленьким ребенком людей в зависимости от их пола, разделение на «тетей» и «дядей», мальчиков и девочек и осознание себя представителем определенного пола основывается на восприятии анатомических половых различий. В возрасте 4-5 лет усиливается интерес детей к гениталиям, часты игры с раздеванием, изучением гениталий.
К концу 5 года жизни проводим беседы о живородящих, яйцекладущих животных. Целесообразно проведение бесед на тему «Чем отличаются мальчики и девочки?», в процессе которой мы не только обращаем внимание на различные интересы, игры, идеалы, поведение. В конце беседы предлагаем детали рисования на тему «Мальчики и девочки нашей группы».
В группе организуем предметную среду так, чтобы ребенок мог бы проявить себя как представитель определенного пола (представлены игрушки, атрибуты для игр, игровые уголки).
Эти же задачи решает и ознакомление детей с людьми разных профессий, в ходе, которого используются: чтение литературных произведений; экскурсии (на стройку, в ателье, и т. д.); сюжетно-ролевые игры («Моряки», «Больница», и др.).
В сюжетно-ролевых играх должна осуществляться четкая дифференциация ролей, в которых проявляются различные черты характера, свойственные мужскому или женскому полу. В процессе игры создаются различные ситуации, которые способствуют более яркому проявлению тех или иных черт. Это поможет закрепить определенные половые стереотипы в поведении детей, сформировать коммуникативные навыки между мальчиками и девочками.
В старшем дошкольном возрасте появляется восприятие своего пола с точки зрения принадлежности к группе, объединенной общностью интересов ее представителей, возникновение ориентации на образ «Я» мальчика или девочки.
К семи годам дети должны знать об основных различиях полов, роли матери и отца, о своем появлении на свет.
Чем старше дети, тем труднее и драматичнее они воспринимают впервые преподносимую информацию о поле, и лучше, если они получат ее из уст авторитетных для них лиц.
Помогаем детям в выработке установок сотрудничества мальчиков и девочек, как равноправных, но не одинаковых партнеров. Проводим занятия по сочинению историй на темы «Страна мужественности» и «Страна женственности» - с целью расширения представления детей об эталонах мужественности и женственности.
Полезно и проведение физкультурных праздников, на которых мальчики показывают свое мастерство в силе, в ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, музыкальности, композиции придуманных движений.
Препятствуем образованию «враждующих лагерей» мальчиков и девочек. В дни 8 марта и 23 февраля, детям предлагаем делать подарки не только для мам и пап, но и друг для друга.
В старшем дошкольном возрасте продолжаем серии бесед о развитии растений и размножении животных (из зерен вырастают цветы и деревья; у птиц из яиц появляются птенцы; у рыб из икры появляются мальки).
Отдельное место отводим беседам о маме и папе, и ролях в семье.
Целесообразно в старшем дошкольном возрасте ознакомить детей с доступными их возрасту научными знаниями о том, какие отношения связывают мужчину и женщину, и о рождении ребенка.
Основная роль в этом вопросе отводится семье (с учетом подходящего места и момента).
Важно, чтобы у воспитателя и детей складывались теплые отношения, которые позволяют ребенку правильно, без страха ориентироваться в этом сложном мире.
Так, из сказок, произведений на основе былин, например "Богатырская застава" В. Калиты, рассказов о защитниках отечества, в частности Ишимовой А. О. "История России для детей" знакомлю дошкольников с понятием мужественность, смелость, рыцарство, присущих не только мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках в мирное время повествуют рассказы и стихотворения С. Маршака "Пожар", "Рассказ о неизвестном герое". Также на примере литературных героев формирую у детей представления о заботливости, миролюбии, терпимости недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как "Аленький цветочек", "Царевна-лягушка", "Снежная королева", воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок - воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви. ("Учительская газета" №43 1990г.).
Те же средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукций картин художников, учат соотносить свой образ с образом другого, отраженного в портретной живописи.
Говоря о воспитании девочек и мальчиков, нельзя не рассматривать эту проблему в отрыве от семейного воспитания. Умение толково ответить на вопросы ребенка - большое искусство, но овладеть им - посильная для родителей задача. Поэтому, данную проблему мы обсуждали с родителями. Для этого использовали программу "Университет педагогических знаний", которая включает беседы, ролевые игры, ситуации, посещение семьи, анкетирование, наглядную пропаганду, тесты, «круглые столы». Нами составлен примерный перспективный план по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью, раздел «Семья», на учебный год.
Итоги наблюдений осуществленных, в процессе работы по данной теме позволяют сделать выводы о позитивных результатах: дошкольники получили определенный объем знаний; заметно меняются нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам, основанные на нравственных нормах; появился интерес к своему здоровью - телу, здоровому образу жизни; повысился уровень педагогической культуры родителей в решении проблем полового воспитания детей.
Таким образом, огромная роль дошкольного детства в вопросах воспитания девочек и мальчиков является общепризнанной. Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения, формируются навыки подражания, развиваются основы мужественности и женственности, итоги которой не безразличны для склада мужчины и женщины.