Любовь Копытова
Развитие речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности. В ФГОС речевое развитие выведено в отдельную образовательную область, что показывает его огромное значение для дошкольников.
Публикация «Развитие речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Педагог М. Р. Львов в своем труде «Основы теории речи» писал: «…чтобы научиться говорить, надо говорить», т. е. необходимо, чтобы ребенок обладал определенной речевой активностью. Компонентами речевой активности, по мнению автора, являются: а) быстрота речевых реакций в диалоге, разнообразных ситуациях, б) выбор игр, увлечений, связанных с речью: заучивание и чтение стихов наизусть, детский театр и пр. ; в) быстрота и точность выбора слов, а также элементов содержания речи – фактов, лиц, сюжетов. Условиями развития речевой активности выступают: а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям, инициативность; б) умение преодолевать скованность, застенчивость.
При решении проблем речевого развития, при поиске эффективных технологий и методик развития я решила связать игру и театр. По мнению известного педагога А. П. Усовой (1898-1965) «Игра – доступная каждому ребенку деятельность – служит и своеобразным общим языком для всех детей…». Педагог Д. В. Менджерицкая (1899-1977) высказывалась так: «Игра – обязательный спутник детства. Каждый ребенок испытывает потребность в игре и с увлечением отдается ей. В игре проявляется и формируется личность ребенка». Про значение театра для детей высказывался замечательный режиссер и актер К. С. Станиславский: «Что такое театр? Это лучшее средство общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка…»
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Исследование, проведенное Г. А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания,
сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т. д.)
Дети-дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие сценки при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, обогащая свой внутренний мир.
Актуальность. Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
Это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, создает положительный настрой, снимает напряжение и раскрывает творческий потенциал ребенка. Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуком.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность.
Основная цель: создание атмосферы творчества и доверия для развития речи детей.
Для ее реализации были определены следующие задачи:
а) воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;
б) формировать и углублять базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
в) закреплять умение согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);
г) создать развивающую среду, побуждающую ребенка к активной театрально-игровой деятельности;
д) развивать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников.
Следует выделить некоторые принципы:
а) доступности - характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
б) интегративности, характеризующейся связью театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, познавательной, социально-коммуникативной и др.)
в) свободы и самостоятельности, позволяющей подражать, создавать, выбирать мотивы и способы действия;
г) обеспечения эмоционально-психологического комфорта для детей, уважения к личности каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
а) повышение темпа развития речи в целом за счет включения дошкольников в творческую деятельность;
б) позитивное взаимодействие детей в коллективе, правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
в) речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
г) интерес детей к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Формы организации: а) специально организованная работа педагога с детьми; б) игра в процессе свободной самостоятельной деятельности детей.
Содержание театрализованной деятельности включает в себя следующие блоки:
а) активизация деятельности детей : упражнения для социально-эмоционального развития детей, упражнения на развитие мимики, коррекционно-развивающие игры;
б) активизация компонентов речевой деятельности : упражнения для дикции (артикуляционная гимнастика, для развития интонационной выразительности, логоритмика, пальчиковый игротренинг;
в)активация речи в разных видах деятельности : чтение художественной литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, репетиции над ролью и разыгрывание сказок, игры-превращения, знакомство с текстом, жестами, мимикой, движениями, костюмом, декорациями, праздники, развлечении, посильна помощь в изготовлении атрибутов.
г) проведение небольших спектаклей по художественным произведениям для родителей, в которых участвуют дети всей группы.
Формирование предметно-развивающей среды, которая должна обеспечить право ребенка на театрализацию любимого произведения: оборудование театральной ширмы для показа кукольного театра, сундучка для игр с ряжением, разные виды театров (пальчиковый, варежковый, настольный, теневой и др., маски для игр-драматизаций, оборудование речевого уголка. Для развития творчества поместила разный бросовый материал, ткани. Учитывая полоролевые особенности детей разместила материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.
Взаимодействие с родителями: это театрализованные представления для родителей на праздниках и развлечениях; педагогическое просвещение по проблемам речевого развития, театрализованной деятельности дошкольников, посильная помощь родителей в создании костюмов, декораций, атрибутов.
Таким образом, работа по развитию речи детей через театрально-игровую деятельность будет эффективной, если ее проводить систематически, планомерно, творчески.
Ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои мысли и желания и эмоции, является самобытной, культурной и творческой личностью.
Образовательные области
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Формы и виды деятельности
НОД – развитие речи.
Совместная – пальчиковая и артикуляционная гимнастики, речевые игры, театрализованная деятельность, рисование сказочных персонажей, изготовление декораций, масок
Индивидуаль- ная работа.
Самостоятельная деятельность
игры в речевом центре, игры – драматизации.
Методическое обеспечение
Гризик Т. И, Тимощук Л. Е. Развитие речи детей. –М., 2006
Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализован-ной деятельности. Ребенок в д/ саду, 2003
Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в д/саду. – М. ,2003
Развивающая среда
Речевой центр Чудо-дерево с набором упражнений и картинок. Дидактичекий домик.
Картинки с артикуляцион- ной гимнастикой, индивидуальные зеркала.
Пособия по развитию мелкой моторики рук.
«Копилка слов».
Дидактические игры по речевому развитию.
Театральный центр Ширма для показа,
настольный, пальчиковый, варежковый театр
Декорации к инсценированию известных сказок, шапочки-маски, детали костюмов
Мониторинг
Гризик Т. И.,
Тимощук Л,Е.
«Обследование речи и мелкой моторики детей».(наблюдение,беседа,тесты).
Антипина А. Е.
«Диагностика развития артистических способностей у детей».
Планируемые промежуточные результаты
* овладевает средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками,
*использует речь для инициирования общения,
*обладает определенным словарным запасом,
*может построить высказывания из нескольких простых предложений, *звукопроизношение в основномсложилось,
*в самостоятельных театрализованных играх обустраивает место
для игры (режиссерской,драматизации,
*воплощается в роли, используя художественные выразительные средства, атрибуты, реквизит.