Наталья Александровна Сергеева
Социализация и индивидуализация растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному развитию детей, включающему в себя задачи развития направленные на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [3]. Таким образом, основная цель педагогов нашего детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Публикация «Социализация и индивидуализация растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Социализация представляет собой последовательное и всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, их взаимодействия, деятельности, а также мир смыслов, правил, норм и ценностей. «Проводниками» социализации для ребенка сначала являются родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели.
Индивидуализация – учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, в том числе при организации развивающей предметно-пространственной среды.
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг. : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В. С. Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.
Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер.
Социализация и индивидуализация дошкольника происходит в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности. В связи с этим был разработан и внедрен в практику дошкольного учреждения педагогический проект «Социализация и индивидуализация детей в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности».
Актуальность проекта обусловлена тем, что дошкольное детство это период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В настоящее время дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, в результате задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Игра наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активном участии. Игра всегда связанна с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Данный проект направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников (ловкости, гибкости, выносливости, быстроты реакции и др., на формирование психических качеств (внимания, мышления) [1].
Целью проекта является приобщение детей к здоровому образу жизни через удовлетворение их естественных потребностей в движении, познании и общении посредством подвижных игр. Задачи проекта включают в себя формирование у дошкольников понимания необходимости заботиться о своем здоровье; развитие активности, подвижности, гибкости, ловкости через различные виды деятельности; воспитание любви к физическим упражнениям, закаливанию, занятию спортом; создание благоприятной психологической обстановки, развивающей предметной среды, побуждающей ребенка к двигательной активности; воспитание у детей стремления участвовать в играх, развитие быстроты и точности реакции, тренировок ловкости, умения действовать по сигналу; совершенствование координации движения, двигательных и коммуникативных способностей; заинтересованности родителей подвижными играми; развитие ребенка в процессе социализации и индивидуализации с учетом детских потребностей [2].
В ходе реализации этапов проекта были получены следующие результаты: 72% детей чаще стали самостоятельно организовывать подвижные игры, справедливо оценивать итог игры. У детей появился интерес к подвижной игре и желание играть. 70% детей могут правильно выполнять все виды основных движений в подвижных играх (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание). 56% родителей воспитанников приняли активное участие в реализации проекта и пополнили развивающую среду нестандартным физкультурным оборудованием для подвижных игр. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно – оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном уголке, если есть желание и немного фантазии. Практика с применением нестандартного физкультурного оборудования показала, что создание благоприятной среды с использованием этого оборудования побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них [1].
Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка. Подвижная игровая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации и индивидуализации дошкольника.
Литература:
1. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.
2. Картушина М. Ю. Зеленый огонё к здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М. : Т. Ц. Сфера, 2007.-208с. - (Программа развития).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 25 ноября 2013 г. // «РГ» - Федеральный выпуск №6241 (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384).