Евгения Нутикова
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласными звуками. Звук [П]»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Знакомство с согласными звуками. Звук [П]»
Цели:
Коррекционно – образовательные:
- Закреплять знания о гласных звуках: А, У, И;
- Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуку [П];
- Совершенствовать навыки звукового анализа (учить определять место звука в начале слова, в середине, в конце);
- Обучать умению делить одно-, двух- и трехсложные слова на слоги;
Публикация «Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей группе „Знакомство с согласными звуками, Звук [П]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
- Формировать и расширять словарь по теме «Зима»
Коррекционно- развивающие:
- Развивать голос и диафрагмальное дыхание;
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- Развивать фонематические процессы;
- Развитие внимания, памяти, мышления;
Корреционно- воспитательные:
- Воспитывать усидчивость и активность на занятии;
- Формировать навыки самоконтроля.
Здоровьесберегающие технологии:
Дыхательные упражнения; физминутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения.
Оборудование: Молоточек-пищалка; красный и синий «замки»; символы гласных звуков (А, У, И); зеркала на каждого ребёнка; схема для характеристики звука [П]; предметные картинки (суп, клоп, паук, укроп, репа, помидор, пылесос, капуста); схема для звукового анализа (прямоугольник, разделённый на три части); фишки синего цвета; дидактическое пособие «Слоговые домики».
Ход занятия:
Организационный момент
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте).
- Посмотрите, у меня в руках молоточек. Если молоточек ударит 2 раза, сядут дети первого ряда, если молоточек ударит три раза, сядут дети второго ряда, если молоточек ударит один раз, тогда сядут дети третьего ряда.
- Молодцы, все были внимательными.
- А мы с вами продолжаем путешествие в страну звуков. Сегодня мы отправимся туда для того, чтобы познакомиться с новым звуком и все про него узнать! Вы хотите туда попасть? (Да)
- Тогда вы должны правильно выполнить все мои задания.
- Ребята, давайте вспомним, что такое звуки? (Звуки это то, что мы слышим и произносим).
Д/игра «Немые звуки» (отгадывание звуков А, У, И по артикуляционной позе).
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать артикуляцию звука, а вы должны угадать какой звук я вам показала.
- Скажите пожалуйста, звуки А, У, И, это какие звуки? (Гласные, потому что их можно пропеть).
Работа над развитием дыхания и голоса. Глубокий вдох, протяжное произнесение звука «А-а-а-а», затем звука «У-у-у-у», затем «И-и-и-и» (громкое, тихое, длительное).
- Для того чтобы произносить все звуки четко, нужно делать упражнения для губ, щек, языка.
Артикуляционная гимнастика:
1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 3-5 раз
2. Надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ (3-5 раз).
3. Закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (3-5 раз).
4. Закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (3-5 раз).
7. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Быстро втянуть язык и сомкнуть губы. Повторить упр. 3-5 раз.
Объявление темы занятия
- Ребята, послушайте внимательно слова, которые я произнесу: сноп, стоп, хлоп, потоп, суп, тулуп. Какой последний звук мы слышим в этих словах? (Звук П).
- Кто догадался с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуком П).
Давайте произнесем звук [П] вместе. Чем мы его произносим? (Губами). Что делают губы? (Губы сжимаются). В каком положении находятся зубы; закрыты или раскрыты? (Зубы раскрыты). Язык лежит спокойно.
- Как вы думаете, это гласный или согласный звук? (Согласный)
- Почему так думаете? (Его нельзя петь)
- Воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда – губы.
-А теперь положите руку на горлышко, произнесите: «П-п-п-п»…Горлышко молчит или звенит? Значит, звук [П] - глухой. (повторение характеристики звука несколькими детьми). Обозначать этот звук мы будем фишкой синего цвета.
- Фишкой какого цвета мы будем обозначать звук [П]? (Синего)
Характеристика: звук [П] согласный, губной, глухой, твердый.
Упражнение «Внимательные ушки».
- Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [П] от других звуков. Я буду говорить, а вы будете хлопать (ловить, если услышите звук [п]: п, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп.
- Отлично. Вы были очень внимательными и без ошибки услышали и поймали все звуки [п].
Физкультминутка
Снегири летят, крыльями машут. Имитация движений
Им на месте не сидится,
завертелись как волчок, Повороты вокруг себя
Прыг — скок, прыг — скок. Прыжки
Полетели пообедать, Имитация движений
Но кругом лишь снег да снег.
Хорошо, что им кормушку, Поднимают руки домиком
Сделал добрый человек! Хлопают в ладоши.
Д/игра «Определи место звука в слове»
- Ребята, посмотрите, у нас есть картинки со звуком [П].
- Выйдут и возьмут по картинке те дети, которые садились за столы, когда молоточек стучал два раза. Вам нужно определить место звука в слове и поместить картинку под подходящей схемой. (Дети самостоятельно выполняют задание, затем проверяют все вместе).
-Молодцы, справились с заданием.
Зрительная гимнастика «Снежинки»
Белые снежинки (глаза поднять вверх)
Кружатся, летят. (глаза опустить вниз)
Зимний вальс танцуют (глаза влево, вправо)
Радуют ребят. (глаза зажмурить, быстро поморгать)
- Выйдут и возьмут по картинке те дети, которые садились за столы, когда молоточек стучал три раза.
Игра «Прошагаем слова»
- Сейчас каждому из вас нужно определить, сколько слогов в вашем слове и поселить его в нужный домик: с одним, двумя, тремя окошками. Как мы будем определять количество слогов в слове? (Будем шагать. Сколько шагов сделаем, столько и слогов в слове.)
(Дети самостоятельно выполняют задание, затем проверяют все вместе).
Мы с картинками играем, По слогам их называем.
Мы покажем свои ножки, И потопаем немножко.
Мелкая моторика «Белка»
Сидит белка на тележке, (Кулак – ребро – ладонь.)
Продает она орешки: (Кулак – ребро – ладонь.)
Лисичке – сестричке, (Руки в кулаке, открываем по одному пальцу - мизинец.)
Маленькой синичке, (Безымянный палец.)
Мишке толстопятому, (Средний палец.)
Заиньке усатому. (Указательный.)
Кому в платок, (Пальцы павой руки прячем в левую руку.)
Кому в зубок, (Меняем положение рук.)
Кому в лапочку. (Пальцы в замок.)
- Выйдут и возьмут по картинке те дети, которые садились за столы, когда молоточек стучал один раз.
Д/игра «Что изменилось»
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните, в какой последовательности они расположены. Затем, вы закрываете глазки, я меняю картинки, и вы говорите, что изменилось.
- Вы такие молодцы, что у меня не получается вас запутать.
Закрепление звука в тексте:
-Давайте сочиним чистоговорки, я начинаю, а вы заканчиваете:
-уп-уп-уп-мама варит вкусный…суп
-ип-ип-ип – у Марины брат….Филлип
-оп-оп-оп-мы в салат кладем ….укроп
Итог занятия:
-С каким звуком мы познакомились сегодня?
Какой это звук?
Почему звук [П] согласный?