Наталья Путилова
Фотоотчёт «От Звука к Букве»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольный период жизни ребёнка важно обращать внимание на правильность формирования звукопроизношения, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии - частичному нарушению письма или дислексии - нарушению чтения.
Надо знать, что у ребёнка может быть Аграфия - потеря способности усвоения письма при сохранности интеллекта,без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей. Алексия (от др. -греч. - — отриц. частица и — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария у правшей, или неспособность овладения процессом чтения.
Темочки:
Дисграфию делят на несколько видов: 1. Фонематическая дисграфия (акустическая или акустико – фонематическая) на основе нарушения фонемного распознавания, недоразвитие фонематического слуха.
Это проявляется в заменах букв, искажениях звукослоговой структуры слова.
В коррекционно-логопедическую работу включаю несколько этапов:
• формировать и совершенствовать фонематические представления на основе анализа и синтеза;
• учить слышать звук, соотносить его с соответствующими речедвигательными операциями, точно представлять себе зрительный образ буквы, которая соответствует этому звуку;
• учить видеть букву, соотносить графический образ с определённой фонемой и отвечать соответствующей артикулемой
• учить слышать гласные, выделять их из слогов разного типа и слов различной слоговой структуры
• учить определять на слух последовательность слогов в слове;
• учить различать на слух твёрдое и мягкое звучание согласных;
• учить различать на слух глухие и твёрдые согласные.
2. Артикуляторно-фонематическая дисграфия наблюдается при нарушениях звукопроизношения (ребёнок может не произносить 9 и более звуков речи) и фонематического слуха.
3. графическая дисграфия проявляется в искажённом письме букв.
4. зрительная или оптико-пространственная дисграфия наблюдается при нарушениях зрительного гнозиса. Это будут ошибки в написании элементов букв
(добавление, пропуски, письмо вне строки, письмо всех заглавных или зеркальное написание.
Дизорфография – нарушение письменной речи, обусловленное множеством ошибок на правила русского языка.
На логопедической НОД мы с детьми учимся произносить правильно звуки речи и знакомимся с их обозначениями -графическими символами - БУКВАМИ.
Дети знают что БУКВА передаёт звук речи.
4 буквы Е Ё Ю Я - передают 2 звука, если находятся в начале слова или после гласной в слове. Их называют - йотированными.
Ребёнку необходимо запомнить - в какую сторону «смотрит» буква, и воспроизводить букву не в зеркальном изображении. Наиболее простая и легко запоминаемая буква – О. От этой буквы легко перейти к букве С, а от буквы С – к букве Э.
Буква – С походит на "небесный месяц" легко превращается в букву О, дорисовать её просто (по образцу ребёнок повторяет за взрослым).
Превратить букву С в букву Э можно с помощью анимации. Обратить внимание детей, что буква С превратится в Э только тогда, когда перевернётся и будет «смотреть» в обратную сторону. Ребенку говорим, в какую сторону смотрит буква (в левую) и кому она показывает язычок, открыв свой ротик (например - в сторону двери или окна). Тогда у ребенка отложится в памяти именно эта картинка. Он легко запомнит правильный образ буквы, и уже никогда не будет воспроизводить её в зеркальном изображении.
Закрепить правильное положение букв можно с помощью простых упражнений «Найди правильную букву».
Выкладываем буквы из фасоли или из крупы.
Букву Ш превращаем в буквы Щ, Е,Ё, Ж.
Это мы делаем с помощью полосок Ленты - Липучки различной длины
Ещё одно волшебное превращение букв : "Рисуем на зеркальной поверхности "
«Буквы Р, Б, В, Ы Ъ, Ь - все с животиками, очень солидные, важные буквы.
Они делают всегда всё правильно, всегда правы.
Поэтому и животики свои направили в правую сторону.
Учимся читать слоги. Ведь с изучения согласных звуков и букв, и начинается обучение непосредственно чтению, усвоению его механизма. Чтение должно быть не по буквенное. Не произносите название букв с призвуком Э, до того как ребёнок не научился ещё слоговому слиянию. Называйте букву - Звуком (. М. не МЭ и не ЭМ! Чтобы научить читать ребёнка до школы, ему необходимо усвоить по слоговое чтение!