Наталья Путилова
Фотоотчёт «От Звука к Букве»
В дошкольный период жизни ребёнка важно обращать внимание на правильность формирования звукопроизношения, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии - частичному нарушению письма или дислексии - нарушению чтения.
Надо знать, что у ребёнка может быть Аграфия - потеря способности усвоения письма при сохранности интеллекта,без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей. Алексия (от др. -греч. - — отриц. частица и — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария у правшей, или неспособность овладения процессом чтения.
Публикация «Фотоотчёт „От Звука к Букве“» размещена в разделах
Дисграфию делят на несколько видов: 1. Фонематическая дисграфия (акустическая или акустико – фонематическая) на основе нарушения фонемного распознавания, недоразвитие фонематического слуха.
Это проявляется в заменах букв, искажениях звукослоговой структуры слова.
В коррекционно-логопедическую работу включаю несколько этапов:
• формировать и совершенствовать фонематические представления на основе анализа и синтеза;
• учить слышать звук, соотносить его с соответствующими речедвигательными операциями, точно представлять себе зрительный образ буквы, которая соответствует этому звуку;
• учить видеть букву, соотносить графический образ с определённой фонемой и отвечать соответствующей артикулемой
• учить слышать гласные, выделять их из слогов разного типа и слов различной слоговой структуры
• учить определять на слух последовательность слогов в слове;
• учить различать на слух твёрдое и мягкое звучание согласных;
• учить различать на слух глухие и твёрдые согласные.
2. Артикуляторно-фонематическая дисграфия наблюдается при нарушениях звукопроизношения (ребёнок может не произносить 9 и более звуков речи) и фонематического слуха.
3. графическая дисграфия проявляется в искажённом письме букв.
4. зрительная или оптико-пространственная дисграфия наблюдается при нарушениях зрительного гнозиса. Это будут ошибки в написании элементов букв
(добавление, пропуски, письмо вне строки, письмо всех заглавных или зеркальное написание.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 В дошкольный период жизни ребёнка важно обращать внимание на правильность формирования звукопроизношения так как его нарушение в условиях школьного](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550140383.jpg)
Дизорфография – нарушение письменной речи, обусловленное множеством ошибок на правила русского языка.
На логопедической НОД мы с детьми учимся произносить правильно звуки речи и знакомимся с их обозначениями -графическими символами - БУКВАМИ.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Обучение грамоте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550132281.jpg)
Дети знают что БУКВА передаёт звук речи.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Звуки буквы слоги обучения приводит к дисграфии частичному нарушению письма или дислексии нарушению чтения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550134448.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 частица и слово нарушения чтения возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария у правшей или неспособность овладения процессом чтения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550133929.jpg)
4 буквы Е Ё Ю Я - передают 2 звука, если находятся в начале слова или после гласной в слове. Их называют - йотированными.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Публикация Фотоотчёт От Звука к Букве размещена в разделах Обучение грамоте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550131494.jpg)
Ребёнку необходимо запомнить - в какую сторону «смотрит» буква, и воспроизводить букву не в зеркальном изображении. Наиболее простая и легко запоминаемая буква – О. От этой буквы легко перейти к букве С, а от буквы С – к букве Э.
Буква – С походит на "небесный месяц" легко превращается в букву О, дорисовать её просто (по образцу ребёнок повторяет за взрослым).
Превратить букву С в букву Э можно с помощью анимации. Обратить внимание детей, что буква С превратится в Э только тогда, когда перевернётся и будет «смотреть» в обратную сторону. Ребенку говорим, в какую сторону смотрит буква (в левую) и кому она показывает язычок, открыв свой ротик (например - в сторону двери или окна). Тогда у ребенка отложится в памяти именно эта картинка. Он легко запомнит правильный образ буквы, и уже никогда не будет воспроизводить её в зеркальном изображении.
Закрепить правильное положение букв можно с помощью простых упражнений «Найди правильную букву».
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Звуки буквы слоги Темочки Дисграфию делят на несколько видов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550132031.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Фонематическая дисграфия акустическая или акустико фонематическая на основе нарушения фонемного распознавания недоразвитие фонематического слуха](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550138710.jpg)
Выкладываем буквы из фасоли или из крупы.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Это проявляется в заменах букв искажениях звукослоговой структуры слова](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550134865.jpg)
Букву Ш превращаем в буквы Щ, Е,Ё, Ж.
Это мы делаем с помощью полосок Ленты - Липучки различной длины
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 учить слышать гласные выделять их из слогов разного типа и слов различной слоговой структуры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550133020.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 учить определять на слух последовательность слогов в слове учить различать на слух твёрдое и мягкое звучание согласных учить различать на слух глухие и твёрдые согласные](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550134713.jpg)
Ещё одно волшебное превращение букв : "Рисуем на зеркальной поверхности "
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Артикуляторно фонематическая дисграфия наблюдается при нарушениях звукопроизношения ребёнок может не произносить и более звуков речи и фонематического слуха](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550134068.jpg)
«Буквы Р, Б, В, Ы Ъ, Ь - все с животиками, очень солидные, важные буквы.
Они делают всегда всё правильно, всегда правы.
Поэтому и животики свои направили в правую сторону.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 графическая дисграфия проявляется в искажённом письме букв](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550135628.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 зрительная или оптико пространственная дисграфия наблюдается при нарушениях зрительного гнозиса](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550134225.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Это будут ошибки в написании элементов букв добавление пропуски письмо вне строки письмо всех заглавных или зеркальное написание](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550135409.jpg)
Учимся читать слоги. Ведь с изучения согласных звуков и букв, и начинается обучение непосредственно чтению, усвоению его механизма. Чтение должно быть не по буквенное. Не произносите название букв с призвуком Э, до того как ребёнок не научился ещё слоговому слиянию. Называйте букву - Звуком (. М. не МЭ и не ЭМ! Чтобы научить читать ребёнка до школы, ему необходимо усвоить по слоговое чтение!
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Дизорфография нарушение письменной речи обусловленное множеством ошибок на правила русского языка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550137935.jpg)
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 На логопедической НОД мы с детьми учимся произносить правильно звуки речи и знакомимся с их обозначениями графическими символами БУКВАМИ](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550138049.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Дети знают что БУКВА передаёт звук речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620053-1550139485.jpg)