Альфия Касимова
Проект «От звука к слову»
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Тип проекта : педагогическое проектирование.
Вид: творческий, практико – ориентированный
Сроки реализации проекта : среднесрочный (сентябрь – декабрь)
Возрастная группа: дети 3-4 лет с диагнозом ОНР 1 уровня.
Актуальность проекта : В настоящее время проблема темповой задержки речи является особо актуальной. Главная задача педагогов и родителей дошкольника с ОНР 1 уровня – сформировать предпосылки к звучащей речи, преодолеть речевой негативизм. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать неречевые звуки, звкоподражания и речевые звуки. Занятия по формированию фонематических процессов и развитию подражательной речи способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению слухового и зрительного внимания, нравственных качеств ребенка
Публикация «Проект „От звука к слову“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Цель: Формирование языкового механизма (развитие собственной речи)
Задачи:
- Развивать потребность в речи
-Закрепить социальные навыки (ждать, выполнять действия по инструкции и т. д)
- Преодолеть речевой негативизм
- Активизировать и обогащать пассивный и активный словарный запас.
- Развивать интонационную и просодическую сторону речи.
Участники проекта : учитель – логопед, дети группы компенсирующей направленности 3-4 лет, родители.
Ожидаемые результаты:
- Развитие потребности в речи
-Закрепление социальных навыков (ждать,выполнять действия по инструкции и т. д)
- Преодоление речевого негативизма
- Обогащенный пассивный и активный словарный запас.
- Развитие интонационной и просодической стороны речи.
План реализации проекта «От слова к фразе»
Этап проекта Мероприятия Цель Сроки
организационный этап Анализ диагностики уровня активного и пассивного у детей 3-4 лет Поиск решения цели и задач проекта Сентябрь 2018
этап апробации Коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по теме проекта. Обучение выделению, узнаванию слов и введение их в активный словарь. Октябрь –декабрь 2018.
этап аналитический Логопедическая
диагностика Определить эффективность проектной деятельности Декабрь2018 г.
заключительный этап Размещение информации и фотографий на сайте ДОУ. Апробация передового опыта среди логопедов ЮАО. Декабрь, 2018 г.
Выступление на педагогическом совете (презентация) Апробация передового опыта среди коллег.
Декабрь, 2018 г.
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
«Мир веселых звуков и букв».
Сроки Тема Цель Упражнения и приемы.
Сентябрь2018г-2 неделя
Сентябрь
3 - неделя Диагностика
развития слухового и зрительного внимания
«Где звучит колокольчик?
Выявить уровень развития слухового и зрительного внимания
Развитие фонематичес
кого слуха.
Упр-е «Кто так говорит?», «Правильно или нет?»
«Игры «Откройте дверь»,
«Найди колокольчик»
Октябрь 2018г
1-я неделя
«Кто это? Что это?» Сформировать у ребенка умение соотносить его первичные представления о свойствах окружающих предметов с определенными словами в речи взрослых.
Игра «Играем в мяч»
Октябрь 2018г
2-я неделя
«Звучащие инструменты» Научить ребенка соотносить звук инструмента (игрушеч-ного молотка) с его звукоподражательным обозначением. Игра «Как говорят инструменты»
Октябрь 2018г
3-я неделя
«У нас гости» Практически усвоить в игре ритуал приветствия и прощания с «гостями». Игра «Тук,тук…Кто там?»
Октябрь 2018г
4-я неделя
«Что где лежит?» Научить ребенка соотносить названия знакомых предметов с их местоположением в доступных ему местах, уточнить понимание простых речевых инструкций, обращенных к ребенку.
Игра «Ку – ку»
Ноябрь 2018
1-я неделя
«Маленькие помощники»
Повторить пройденный материал и определить, как усвоены каждым ребенком навыки, необходимые для развития понимания речи и стимулирования активной речи.
Игра «Поможем маме»
Ноябрь 2018
2-я неделя
«Курочка вышла погулять, свежей травки пощипать» Сформировать у ребенка умение соотносить свои действия с простой (состоящей из одного задания) речевой инструкцией, не подкрепленной жестом или другими вспомогательными средствами.
Игра «Делай, как я скажу»
Ноябрь 2018
3-я неделя
«Игрушки» Стимулировать называние игрушек и действий с ними в игровой ситуации.
Игра с мячиком и кубиком
Ноябрь 2018
4-я неделя
«Кукла Маша едет в гости» Стимулировать называние игрушек и действий с ними в игровой ситуации.
Игры с куклой и машинкой.
Декабрь 2018
1-я неделя
«Музыкальные инструменты» Научить детей соотносить звук музыкального инструмента (барабана) с самим предметом и его названием. Игры на барабане и на дудочке.
Декабрь 2018
2-я неделя
«Звучащие игрушки» Определить уровень слухового внимания к неречевым сигналам и возможность их дифференциации на слух каждым ребенком. Игра «Угадай, что звучит?»
Перспективный план работы с семьями воспитанников по проекту
«От звука к слову»
№ Мероприятия Сроки
1 Амплификация предметно – развивающей среды в группе Сентябрь,2018
2 Консультация для родителей «Почему заговорить бывает трудно?» Октябрь 2018
4 Открытое мероприятие для родителей «Учим, играя, слышать и слушать» Ноябрь 2018
5 Тематическая выставка альбомов «Мои первые слова»
Выставка дидактических игр и пособий по данной теме. Декабрь 2018
7 Заключительная диагностика уровня развития фонематического слуха и развитию активного словаря. Декабрь 2018
Формы подведения итогов реализации проекта :
Ресурсное обеспечение:
- научно – методическое: методические пособия, художественная литература.
- материально – техническое: проектор, компьютер.
- дидактическое: наглядное оснащение, картотека ….
художественная литература по теме).
- предметно – развивающая среда:
Ожидаемый результат:
- Развитие фонематического восприятия.
- Закрепление навыка правильного звукопроизношения.
- Закрепление навыка звукобуквенного анализа.
- Развитие навыков составления и чтения слогов.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
Список используемой литературы:
1. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М. : ТЦ Сфера, 2003. — 176 с. (Серия «Программа развития».)
2. Каше Г. А. «Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическими недоразвитием речи». М. ,1998г.
3. Лалаева Р. И. Конспекты лекций. СПб, 1996 г.
4. Лалаева Р. И. «Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей». Д-д, 1990 г.
5. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. (под ред. Волковой Л. С., М., 1995 г.)
6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб, 1994 г.
7. Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков
звукового анализа.» СПб, 1998г.