Ольга Шаглеева
ОД в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Красавица картошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
Задачи:
- уточнить и расширить знания о картофеле; обогащать и систематизировать знания детей о картофеле.
- развивать познавательный интерес к экспериментальной работе, умение рассуждать;
-воспитывать любознательность, развивать речь, память.
Материал для занятий.
• Прозрачные, стеклянные сосуды.
• Терка, салфетка, ситечко.
• Пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.
• Прозрачные пакеты (маленькие) для муки и крахмала по количеству детей.
Публикация «ОД в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности „Красавица картошка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Вещество (йод) для добавления в крахмал.
• Полоски белого цвета, по количеству детей.
• Пластиковые тарелки с разными овощами для опыта (репа, редис, картофель, огурец) по количеству детей.
• Аудиозапись песни «Улыбка», «Ах, картошка» (музыка В. Шаинского).
• Половинки картофеля, зубочистки, гвоздика - для конструирования.
• Презентация «Откуда к нам пришла картошка».
• Ноутбук, проектор, экран.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под музыку : звучит песня «Улыбка.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Анатольевна. Я очень рада вас видеть. Посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Гости улыбаются нам. И вы улыбнитесь им, подарите нашим гостям красивую улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. Присаживайтесь на стулья. (Напоминает об осанке).
Воспитатель: Ребята, сегодня утором на мой телефон пришло смс сообщение с незнакомого номера телефона. Послушайте: «Ольга Анатольевна, добрый день. Мы маленькие зеленые человечки с планеты Марс. Узнали, что на вашей земле растет необычный вкусный и полезный овощ. Нам бы очень хотелось все про него узнать. Помогите, нам пожалуйста» Знаете, я тут подумала, что одна с просьбой не справлюсь и решила прийти к вам. Ребята, поможете мне разобраться, какой это необычный овощ и из чего он состоит?
Дети: Да.
В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
Из чего он состоит и как болезни победит.
Воспитатель: Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь?
Дети: О картошке.
Воспитатель: Ребята, вы знаете Родину картофеля, кто его привез к нам в Россию?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что нам расскажет о картофеле моя помощница - виртуальная энциклопедия.
(Показ презентации «Откуда к нам пришла картошка»)
Воспитатель: Ребята, напомните, откуда к нам пришел картофель? Кто его в нашу страну привез? Для чего он нам нужен? Какие блюда из картофеля можно приготовить? Чем полезен картофель?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?
Дети: проводят опыты.
Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.
Правила поведения в лаборатории.
- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;
- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;
- быть предельно аккуратным.
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию.
(Дети садятся за столы)
Нас здесь встречает знаменитый овощ:
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда, вкусная … картошка.
Воспитатель: Вот она душечка-голубушка.
Воспитатель: Ребята, перед вами терка, салфетка. Мы хотим узнать, какие вещества входят в состав картофеля. Как это сделать?
Опытно - экспериментальная деятельность :
1)Натереть сырой картофель. Результат: жидкая кашица.
2) Положить половинку картофеля на салфетку. Результат: на салфетке останутся следы от воды (сок картошки)
Вывод: в картофеле есть вода. (Воспитатель вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)
3) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.
Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
4) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество.
5) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.
Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.
Повторите слово - крахмал.
Вывод: в картофеле есть крахмал.
Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?
Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.
Общий вывод: из картофеля мы выделили : воду, крахмал.
Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.
Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.
Физкультминутка.
В огород пойдем
Урожай соберем (дети маршируют на месте)
Мы морковки натаскаем (таскают)
И картошки накопаем (копают)
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный (показывают)
Щавеля нарвем немножко (рвут)
И вернемся по дорожке (дети маршируют на месте)
Воспитатель: Молодцы!
Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.
6) Сравнение крахмала с мукой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?
Дети: Потому, что крахмал похож на муку.
Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.
- Что можно сказать о цвете муки?
Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).
Вывод: мука желтоватого цвета.
Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?
Дети: Крахмал белого цвета.
Вывод: Крахмал белого цвета.
Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?
Дети: Она мягкая.
Вывод: Мука мягкая, не скрипит.
Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?
Вывод: Крахмал хрустит.
Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)
- Что можно сказать о запахе муки?
Дети: мука без запаха.
Вывод: мука не имеет запаха.
- Что можно сказать о запахе крахмала?
Дети: крахмал без запаха.
Вывод: крахмал не имеет запаха.
Воспитатель просит рассказать о результатах сравнения крахмала и муки по схеме 1-2 человек.
Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт : добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.
Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.
Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.
Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?
Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.
(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)
Дети проводят опыт : капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.
Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?
(Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Теперь, как настоящие исследователи, занесите ваши результаты опыта в карточки. (У детей карточки с изображением тех овощей, которые лежат на тарелках, надо напротив овоща поставить кружок темно-синего цвета или коричневого, в зависимости от наличия крахмала в данном овоще.)
Вывод: крахмал есть только в картофеле.
Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:
- Картофель состоит из воды и крахмала,
- Крахмал содержится только в картофеле,
- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.
Воспитатель: Вывалить из мешочка картошку, зубочистки, гвоздику. - Что можно изготовить из этих материалов? (Дети сами изготавливают поделки).
Ручной труд.
Подведение итогов занятия:
Воспитатель: Что вы нового узнали о картофеле сегодня на занятии?
Ответы детей.
Молодцы, вы мне очень помогли. Сегодня из вас получились отличные исследователи! Я отправлю все наши сегодняшние результаты и ваши поделки в подарок нашим маленьким зеленым человечкам.
Мне понравилось у вас в гостях и на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот такие записные книжки. В них вы можете записывать результаты новых опытов.