Наталия Смирнова
Фотоочерк «Москва музыкальная»
▼ Скачать + Заказать документы
«Москва музыкальная»
По уже сложившийся традиции, приглашаю вас продолжить в новогодние праздники прогулки по Москве.
Эта публикация будет не совсем обычна: ей я открываю цикл познавательных бесед и виртуальных экскурсий по городу. У меня уже был цикл «московских» презентаций, но новый цикл задуман именно как экскурсии. В дальнейшем, по возможности, любой желающий может пройтись с ребенком тем маршрутом, о котором я расскажу.
Публикация «Фотоочерк „Москва музыкальная“» размещена в разделах
Изначально я хотела публиковать просто приблизительный конспект беседы и презентацию. Но вскоре поняла, что так дело не пойдет). Так что каждая «экскурсия» будет состоять из нескольких публикаций: фотоочерк для взрослых, учитывая лимит публикации фотографий, порой не один (вы ж знаете, меня порой «заносит») и собственно конспект беседы с презентацией для детей.
Первая экскурсия «Москва музыкальная» (для Наташи Поповой)
Начнем мы нашу прогулку с Большой Никитской улицы, как то мы сюда уже забредали, но сегодня пойдем по ней от Манежной площади до театра им. Маяковского, а потом свернем в переулки.
Название дано по Никитскому женскому монастырю располагавшемуся на месте нынешнего сквера перед подстанцией метрополитена (дом 7/10, угол Большого Кисловского переулка). Монастырь в свою очередь назван в честь Никиты Готского.
Университетский домовый храм святой мученицы Татианы 1790-е. ; 1833—1836, архитектор Евграф Тюрин.
№ 11/4 — Дом Колычёвых (Синодальное училище певчих) (кон. XVIII в. ; кон. XIX в.)
Ну и, собственно, наша цель и начало экскурсии для детей: № 13 — Московская Консерватория имени П. И. Чайковского (дом Екатерины Дашковой) (2-я половина XVIII века, архитектор Василий Баженов? ; 1790-е; 1820-е; 1894—1901, архитекторы Василий Загорский, Александр Ниссельсон; 1933—1934, архитектор Илья Бондаренко; 1950-е годы). Перед зданием установлен памятник П. И. Чайковскому(1954, скульпторы Вера Мухина, Зинаида Иванова и Нина Зеленская, архитектор Александр Заварзин бронза, гранит). Памятник является объектом культурного наследия федерального значения. В правой части здания жил композитор и органист А. Ф. Гедике (мемориальная доска, 1962, скульптор И. И. Антипов)
В 1766 году будущий участок Консерватории купила княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810, впоследствии — президент Академии наук и Российской академии. Строительство дома было окончено в 1790-е годы. Его автором был В. И. Баженов, проект которого корректировала сама хозяйка. В конце жизни она проводила здесь зимы.
Мысль об учреждении консерватории в Москве впервые высказал в 1819 году Фридрих Шольц, капельмейстер Большого театра, но идея не нашла поддержки. Спустя 11 лет, в 1830 году, ему удалось получить разрешение открыть у себя на дому «бесплатное преподавание генерал-баса и композиции».
В 1862 году была создана консерватория в Санкт-Петербурге, и возникла потребность в высшем музыкальном учебном заведении в Москве. Уже в отчёте Русского музыкального общества за 1863/1864 год упоминался концерт, организованный «в пользу имеющей открыться в Москве консерватории».
Консерватория в Москве была основана в 1866 году, торжественное открытие состоялось 1 сентября. Главным инициатором создания консерватории был Н. Г. Рубинштейн, соучредителем — князь Николай Петрович Трубецкой.
В годы советской власти для подготовки детей рабочих и крестьян к поступлению в Московскую консерваторию были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927—1933) и Музыкальный рабочий факультет (1929—1935). Для приёма представителей союзных республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места. В 1931—1932 годах, решая «задачу пролетаризации», Наркомпрос принял решение о переименовании Московской консерватории в «Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона»; в эти годы предпринимались попытки упростить учебные планы, «привести их в согласие с марксистским методом»; в конце 1932 года прежнее название и академический профиль учреждения были восстановлены.
7 мая 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР Московской консерватории присвоено имя П. И. Чайковского и учреждены стипендии имени П. И. Чайковского для особо одарённых студентов композиторского факультета.
В 1954 году перед Большим залом консерватории был открыт памятник П. И. Чайковскому.
18 марта 1958 года в консерватории состоялось открытие Первого Международного конкурса имени П. И. Чайковского. До 2019 года в годы проведения данного конкурса учебные планы консерватории урезались на один месяц для комфортной подготовки участников и членов жюри: если основная волна летней сессии в обычные годы проходила в период с 20-х чисел мая до конца июня, то в годы конкурса — с конца апреля до 5 июня.
Вообще, что бы продолжить «музыкальную» экскурсию следует нам свернуть в переулки, но давайте пройдем еще немного по Большой Никитской)
№ 15 — Магазин Вознесенской церкви с квартирой протоиерея (1912, архитектор Витольд Дзевульский). В этом доме размещался книжный магазин «Лавка имажинистов». В 1919—1921 годах здесь работал поэт Сергей Есенин.
• № 19 — Театр Георга Парадиза «Парадиз» (перестроен из особняка Шаховских-Глебовых-Стрешневых в 1884—1886 годах архитектором Константином Терским, автор фасада — Фёдор Шехтель; в 1910 году перестроен архитектором Александром Галецким) комплекс зданий: Московский академический театр имени Владимира Маяковского, Геликон-Опера. В 2009 году по проекту архитектора Андрея Бокова начались работы по перестройке усадьбы Шаховских, в результате чего была уничтожена часть исторических строений], уцелела лишь часть фасадной стены усадебного флигеля княгини Шаховской, выходящего на Калашный переулок (Большая Никитская, № 19/16).
Дорогие коллеги, что то я в "ограничительные рамки" не влезаю (ни с текстом, ни с фотографиями(. Так что- прервёмся не на долго, но я не прощаюсь!