Наталия Смирнова
Фотоочерк «Москва и москвичи»
▼ Скачать + Заказать документы
Я- москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я- москвич!
В. А. Гиляровский
Сегодня мы продолжим с вами, друзья и гости моего блога, знакомится с Москвой. Сегодняшняя прогулка не займет много времени (если говорить про расстояние, а вот рассказывать можно долго… И я не случайно своему очерку взяла название и эпиграф у одноименного знаменитого произведения В. А. Гиляровского, но обо всем по порядку).
Публикация «Фотоочерк „Москва и москвичи“» размещена в разделах
От здания московского телеграфа на Тверской (о нем я уже как то рассказывала) свернем мы в Камергерский переулок.
На протяжении истории переулок носил несколько названий, пока в конце XIX века не устоялось современное название Камергерский, по жившим здесь чиновникам, имевшим придворное звание камергера. В 1923 году в связи с 25-летним юбилеем находящегося здесь Московского художественного академического театра переулок был переименован в проезд Художественного театра. В 1992 году улице было возвращено историческое название.
При входе в Камергерский переулок встречают нас знаменитые москвичи, с чьими именами связана история этой небольшой улочки в центре города.
Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко был открыт в Камергерском переулке 3 сентября 2014 года, скульптура расположилась вблизи здания Московского Художественного театра имени Чехова.
Автор монумента: скульптор и архитектор Алексей Морозов. Работа над памятником велась в Италии около 2 лет: бронзовые фигуры были отлиты в городе Пьетрасанта (литейная мастерская Массимо Дель Кьяро, гранитный постамент изготовили в Вероне.
Рядом- памятник Антону Павловичу Чехову.
Был открыт в период празднования 100-летия Московского Художественного театра 27 октября 1998 года (Аникушин не дожил до этого дня, по некоторым сведениям место для установки памятника выбрал Ю. М. Лужков). На мой взгляд место для памятника Чехову не совсем удачно (это, конечно, только мое мнение), но насколько я знаю предложения о переносе памятника поступали несколько раз.
В январе 2012 года заместитель председателя РОД «Наследие» Владимир Чудинов направил обращение в адрес мэра Москвы Сергея Собянина с просьбой рассмотреть возможность перенести памятник А. П. Чехову на Страстной бульвар, где его первоначально планировали установить, с учётом художественного замысла скульптора Михаила Аникушина. Композицей предусматривалось установить рядом с памятником скамейку, фонарный столб и декоративное ограждение.
В марте 2013 года тогдашний глава МХТ имени А. П. Чехова Олег Табаков предложил перенести памятник — оставить его в Камергерском переулке, но передвинуть ближе к улице Большая Дмитровка.
В конце XIX — начале XX века здесь возникает ряд примечательных зданий, определивших современный вид Камергерского переулка: архитекторы Б. В. Фрейденберг и Э. С. Юдицкий сооружают на углу с Тверской улицей большой доходный дом Толмачёвой; по проекту В. А. Величкина строится комплекс доходных домов Обуховой и Оболенского; архитектором Ф. О. Шехтелем возводится здание электротеатра с выставочным залом и перестраивается главный дом усадьбы Одоевских под размещение Московского художественного театра.
С этого времени переулок тесно связан с историей Московского художественного театра: в близлежащих к театру зданиях открывается Школа-студия и Музей МХАТ, размещаются квартиры артистов театра
1920-е годы в переулке работало артистическое кафе «Десятая муза», в котором часто бывали В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. Я. Брюсов, С. А. Есенин и другие литераторы. В 1930 году в начале переулка был построен жилой дом кооперативного товарищества «Крестьянская газета», в котором поселились более 40 писателей и поэтов того времени, среди которых семьи В. В. Вишневского, Л. Н. Сейфуллиной, М. А. Светлова, В. М. Инбер, Н. Н. Асеева, Ю. К. Олеши, Э. Г. Багрицкого, В. П. Ильенкова, и других. В 1930-е годы протяжённость переулка несколько сократилась, за счёт сноса в ходе реконструкции Тверской улицы углового дома по чётной стороне и основной части доходного дома Толмачёвой по нечётной стороне переулка.
Пойдя по переулку мы встретим С. С. Прокофьева)
Памятник Сергею Прокофьеву был открыт в Камергерском переулке 11 декабря 2016 года - в год 125-летия известного русского композитора.
Скульптура выполнена "по мотивам" фотографии композитора в Чикаго и изображает Прокофьева идущим по Камергерскому переулку в сторону Тверской улицы - к своему дому, который расположен неподалёку. Композитор одет в элегантное пальто и шляпу, руки держит в карманах, левой рукой придерживая стопку нотных листов с подписью "Серж Прокофьев". Бронзовая фигура композитора установлена на небольшом гранитном основании, на котором также указано его имя. Высота скульптуры составляет 2,1 метра.
Автор памятника - народный художник России Андрей Ковальчук. Монумент создан по инициативе Российского военно-исторического общества и Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки.
В настоящее время в переулке работает два музея (МХАТ и музей С. С. Прокофьева, открыто большое количество ресторанов, кафе и магазинов, среди которых «Дом педагогической книги» — один из старейших книжных магазинов Москвы.
Выходим из Камергерского переулка на Большую Дмитровку. Про эту улицу я уже тоже как-то рассказывала, но показала тогда только начало улицы, а теперь мы еще немножко по ней прогуляемся.
На углу с Кузнецким Мостом — торец городской усадьбы Мясоедовых, архитектурный облик которой сформировался в середине XVIII — начале XIX веков. В 1829 году главный дом усадьбы был продан под размещение театрального училища, позднее здесь разместилась Московская контора императорских театров.
В пристройках главного углового дома жили: оперная певица, Народная артистка СССР Н. А. Обухова; оперный певец, Народный артист СССР и лауреат Сталинских премий И. С. Козловский; артист балета В. В. Смольцов; дирижёр Большого театра А. М. Лазовский; советский востоковед-медиевист Б. Н. Заходер.
С 1948 года в здании располагается Российская государственная библиотека по искусству.
Доходный дом графа Г. И. Ностица (1813; 1822; 1905 — архит. А. Ф. Мейснер —построены заново левая угловая часть, центр и правое крыло — переделка фасада). Сейчас на первом этаже ресторан «Воронеж», не знаю что и как, бывать не приходилось… А вот когда-то давно, в мое студенчество, было там знаменитое на всю Москву кафе «Садко».
Памятник Майе Плисецкой на Большой Дмитровке, в сквере, названном в честь балерины Майи Плисецкой.
Открытие состоялось 20 ноября 2016 года, в день рождения балерины.
Автор памятника — уральский скульптор Виктор Митрошин, который был лично знаком с Майей Плисецкой и выполнял её скульптурные портреты ещё при жизни балерины. Майя Плисецкая представлена в образе Кармен.
Памятник установлен по инициативе супруга Майи Плисецкой Родиона Щедрина.
Сразу за сквером находится очень интересный дом, к огромному моему сожалению, фотографии крупным, так сказать, планом у меня нет. Есть только панорама улицы. Сейчас речь пойдет о доме, на котором закреплен баннер с изображением знаменитой балерины.
Дом, стоявший на этом месте, был построен в 1902 году по проекту архитектора В. Г. Залесского и инженера В. М. Чаплина для размещения архитектурно-технической конторы «В. Залесский и В. Чаплин» и жилых помещений для своих семей. В этом доме в семье В. М. Чаплина воспитывался выдающийся русский архитектор Константин Мельников. В 1935 году внучка Чаплина — научный сотрудник Московского зоопарка и будущая известная писательница Вера Чаплина вырастила в комнате коммунальной квартиры № 3 львицу Кинули. Эта история стала широко известна и послужила основой повести «Кинули». Дом снесён в 2004 году, в ходе реконструкции. Нынешнее здание в общих чертах воспроизводит фасад прежнего.
Итак, мы приблизились к цели нашей сегодняшней прогулки). Столешников переулок.
Название переулка дано по устаревшему названию скатерти — столешник, изготовлением которых занимались жившие здесь с XVII века ткачи.
Переулок совсем не длинный и соединяет Тверскую и Петровку, пересекая Большую Дмитровку. Если от Дмитровки посмотреть в сторону Тверской, то видно здание Московской мэрии.
Вплоть до 1922 года на месте нынешнего Столешникова переулка находились два более коротких: собственно Столешников шёл от Петровки до Большой Дмитровки, а переулок от Большой Дмитровки до Тверской носил название Космодамианского, по церкви Космы и Дамиана в Шубине.
Первое упоминание о переулке (известном тогда как Рождественская улица) содержится в духовной грамоте Ивана III 1504 года. Рождественской улицей переулок назывался по церкви Рождества Богородицы, что в Столешниках, стоявшей на углу с Петровкой[1].
Ещё в XVII веке здесь находилась ремесленная слобода ткачей, «Столешники», но в XVIII веке в переулке уже стали располагаться дворы знати и видных чиновников: князей Долгоруковых, Трубецких, Козловских.
Переулок был застроен теснящимися вплотную деревянными домами, что таило угрозу пожара. Опасаясь огня, князь Семён Мещерский, домовладение которого располагалось по соседству с дворами церкви Воскресения по Большой Дмитровке, перенёс деревянные строения на другой угол Столешникова переулка, а освобождённый участок церковной земли взял в долгосрочную аренду.
В советские годы Столешников переулок был известен прежде всего своими книжными магазинами — его букинистические лавки считались лучшими в Москве. После распада СССР переулок постепенно облюбовали фешенебельные бутики и магазины различных западных брендов, он стал одним из самых дорогих мест для шопинга в Москве — наряду с Третьяковским проездом и Барвихой. В 2007 году консалтинговая компания Jones Lang LaSalle признала его второй по дороговизне торговой улицей в мире после Елисейских Полей в Париже.
Но мы с вами пришли сюда, конечно, не из-за дорогих магазинов (а вот по старым книжным я бы прошлась, эх…).
Доходный дом с винным магазином О. П. Леве (1903, архитектор А. Э. Эрихсон, объект культурного наследия регионального значения
Далее по нечетной стороне идет комплекс доходных домов, чья истории неразрывно связана с именем В. А. Гиляровского.
Наиболее старая постройка в 9 и 7 домовладениях, которые в начале XIX века принадлежали балетмейстеру Жану Ламиралю. Несколько раз перестраивался в XIX веке. Является Главным домом городской усадьбы
Доходный дом Карзинкина (1874, архитектор В. Н. Карнеев). В квартире № 10 жил писатель В. А. Гиляровский. С 2003 года здесь находится музейно-выставочный центр В. А. Гиляровского со статусом отдела музея истории города Москвы.
№ 11 — доходный дом (1883, архитектор И. С. Богомолов, объект культурного наследия регионального значения. В доме жили оперный артист Платон Цесевич, драматург Валерий Фрид, актриса Дарья Зеркалова, поэт Муса Джалиль (мемориальная доска)
Выходим из Столешникова переулка на Петровку (о истории этой улицы я тоже уже как-то рассказывала). На сегодня наша прогулка окончена, надеюсь вам всем было интересно. До новых встреч!
Дорогие друзья! Прошу у всех прощения за длительное молчание, виной тому летний сезон и сильная загруженность перед отпуском (не только по работе). Я не пропала, я с вами) и «ситцевые сказки» (я помню, Вера, помню!, а так же «собачьи» истории (ПОМНЮ) скоро будут- с интернетом у меня за городом не очень…
Все фотографии сделаны мой лично специально для данной публикации.