Наталья Царюк
Формы работы педагогов ДОО с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы педагогов ДОО с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Эффективность речевого развития дошкольников, осуществляемого в детском саду в соответствии с требованиями программы, не может отвечать должному уровню без тесного взаимодействия по этому разделу воспитания с родителями.
Публикация «Формы работы педагогов ДОО с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
При планировании работы с семьей педагогическое просвещение родителей по вопросам развития речи дошкольников должно занимать особое место, так как именно в дошкольный период закладывается фундамент речевого развития ребенка и речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.
Для того чтобы родители могли осуществлять речевое развитие в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать практику речевого воспитания в детском саду. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами развития детской речи.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.
В настоящее время актуальными продолжают оставаться индивидуальные формы работа с семьей (беседы, консультации, посещение на дому, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов проблемные семьи.
К групповым формам работы с родителями относят : собрания родителей, конференции, тематические выставки, дни открытых дверей, тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи.
Вопросам развития речи может быть посвящена специальная беседа, на которую приглашаются родители, особенно нуждающиеся в советах педагога. Беседа может быть использована как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами : беседа при посещении, на родительском собрании, консультации.
В беседе с родителями по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо останавливать их внимание на таких вопросах воспитания ребенка этого возраста, как формирование связной речи, подготовка к обучению грамоте.
Воспитание ребенка вызывает у родителей ряд вопросов. На одни из них они ищут и находят ответы сами, по поводу некоторых советуются с работниками ДОО. Чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы, организуются консультации. Иногда сам педагог видит необходимость провести консультацию по той или иной теме. После консультации её текст в виде кратких тезисов полезно поместить на стенде для родителей. (6, с. 34)
Все большее распространение получают консультации-практикумы, на которых родители приобретают практические знания и умения. Возможно проведение групповых консультаций типа «Вопросы и ответы». Родители заранее готовят вопросы, на которые хотят получить ответ. Возможно и заочное консультирование (примерная тематика консультаций прилагается) : в родительском уголке помещается ящик, куда взрослые члены семьи опускают записки с вопросами. Ответы на них педагог помещает на стенде. (5, с. 145)
Групповые собрания - целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста, в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня групповых собраний должна быть разнообразна. Она включает педагогическую беседу (доклад) по теме, требующей коллективного обсуждения, сообщение кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания.
Каждому собранию предшествует подготовительная работа. Готовясь к педагогической беседе (докладу) воспитатель подбирает педагогическую и психологическую литературу, материал по теме, вспоминает характерные факты повседневного общения с детьми и родителями.
Родительское собрание пройдет интереснее, и родители будут активны, если педагоги группы подготовят наглядный материал: оформят уголок для родителей, организуют выставку, показ деятельности труда. Конкретный, наглядный материал обогащает родителей, побуждает к вопросам, к выступлениям. (5, с. 146)
А. М. Бородич подчеркивает, что на групповых собраниях родителей в начале года целесообразно знакомить их с новыми задачами воспитания, рассказать, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени (у детей пяти лет — формирование монологической речи, у детей шести лет — формирование навыков звукового анализа речи и т. д., познакомить с основными ошибками в речи детей. (1, с. 123)
На следующем собрании полезно ознакомить родителей с процессом формирования речи детей. Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ слов, которые родители могут повторить в семье. Родителей старших детей следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе (в подготовительной к школе группе — кратко познакомить с содержанием программы I класса).
К родительским собраниям обычно организуют тематические выставки книг для детей, педагогической литературы для родителей, а также детского речевого творчества — рассказов, сказок, стихов, придуманных детьми. (1, с. 124)
Примерная тематика родительских собраний по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста : «Знакомство родителей с задачами и содержанием работы по развитию речи детей», «Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе», «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму» и др.
Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, 1 раз в году. Её цель - обобщение и систематизация знаний, полученных родителями в результате работы ДОО по педагогическому просвещению, обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщения, педагог при необходимости оказывает им помощь в оформлении выступления. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов и т. п. (5, с. 147)
Особое место в работе с родителями занимают наглядные формы повышения педагогической культуры родителей : дни открытых дверей, оформление стенда для родителей, фотовыставок, тематических выставок.
Так, в дни открытых дверей родители могут наблюдать речевые игры, проводимые воспитателем с детьми, занятие по развитию речи, досуг.
В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть и т. п.).
Необходимо составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.
На стенде можно представить примеры детского словотворчества (собранные воспитателем, взятые из литературы). Желательно организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.
На общем стенде педагогической пропаганды (для всего детского сада) вывешиваются таблица «Культура речи», объявления о новинках детской литературы, поступивших в ближайший книжный магазин и др.
Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки, которые даются во временное пользование отдельным семьям на 1-2 недели. Познакомившись с материалом (памятки родителям, правила, брошюры на определённую тему, вырезки из газет и журналов, родители возвращают папку в детский сад, и воспитатели передают её другим семьям. Когда родители познакомятся с содержанием папки, воспитатели проводят с ними небольшую беседу о прочитанном, выясняют, какую помощь оказал им предложенный материал в воспитании ребенка. (2, с. 76)
Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в речевом развитии старших дошкольников.
Таким образом, необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников - тесная взаимосвязь в работе педагогов и родителей, выполнение рекомендаций родителями, которые дают им педагоги.