Марина Удалова
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по вопросам художественно-эстетического развития и воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов дошкольный возраст является особым периодом в развитии детского творчества. В первую очередь это связано с особенностями протекания отдельных психических процессов, благодаря которым меняется внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему. Однако, в возрасте 6—7 лет педагоги отмечают резкое снижение интереса детей к этой сфере деятельности. Это происходит потому, что в связи с общим развитием и накоплением опыта, с ростом зрительной культуры и наблюдательности дети становятся способными к адекватной самооценке. Если рисунок не удовлетворяет их требованиям, они начинают стесняться своей работы, отказываются показывать ее другим. В результате у ребенка появляется неуверенность в себе и своих возможностях, что отрицательно сказывается не только на его отношении к рисованию и лепке, но и на общем психическом развитии эмоциональном благополучии. Вместе с тем, при правильном педагогическом руководстве этот возрастной период многие специалисты считают наиболее благоприятным для развития детского изобразительного творчества. А рисование и лепку ученые рассматривают как важнейшие сферы детской деятельности и с точки зрения общего психического развития ребенка, и с точки зрения формирования специальных умений и навыков, необходимых для его успешного обучения в школе. К сожалению, еще не все родители понимают это. Так, родители считают, что накануне поступления ребенка в школу нецелесообразно заниматься его эстетическим развитием. По их мнению, гораздо важнее сосредоточиться на обучении его чтению, математике. Для воспитания грамотного читателя родителям необходимо ежедневно читать детям художественные произведения, рассматривать с ними книги, иллюстрации к ним, вести беседы о прочитанном, выясняя, что понравилось или не понравилось малышу, что интересно ему как читателю, как он воспринимает прочитанное, чем мотивирует выбор книг для чтения. Именно родители должны научить ребенка правильному обращению с книгой, рассказывая ему о том, кем написана книга, как она называется, кто ее иллюстрировал. Очевидно, что для того, чтобы эти задачи были воплощены в жизнь, педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения нужно проводить систематическую и содержательную работу с детьми и их родителями (консультации, беседы, встречи с библиотечными работниками, учителями школы, организация выставок детской литературы, знакомство с детскими журналами, обмен опытом между родителями, проведение читательских конференций, литературных утренников и многое другое).
Публикация «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по вопросам художественно-эстетического развития и воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Для полноценного музыкального развития детей взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей осуществлять по нескольким направлениям. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используя как собственные записи, так и те, которые предоставляет в их распоряжение музыкальный руководитель детского сада. Важной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью, театром. Для этого музыкальный руководитель может провести консультации для родителей, познакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети могут принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Не менее важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников. При взаимодействии музыкального руководителя с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми художественных впечатлений. При обсуждении балета, танцев, увиденных в фильме, театре, на концерте, обращать внимание детей на красоту движений, выразительность жестов, мимики, позы. Велика роль семьи и в развитии детей в театрализованной деятельности. Важной частью работы педагогического коллектива с детьми и их родителями является начало и окончание спектакля. До начала инсценировки надо обязательно торжественно представить зрителям каждого исполнителя, коротко рассказав о его достижениях при подготовке к спектаклю, изготовлении костюма. Независимо от того, как ребенок действовал во время спектакля, он обязательно должен был получить положительную оценку своих действий от родителей. Поэтому педагогам надо научить родителей этому путем специальной организации общения родителей со своим ребенком. Для этого воспитателю вполне достаточно в конце спектакля торжественно представить каждого ребенка по имени отдельно как заслуженного артиста своей группы. Результатом проведенной работы с родителями могут стать домашние мини театры в каждой семье. По желанию ребенка родители могут создавать дома условия для театрализованных экспромтов, помогать разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения. Не менее важным и содержательным является взаимодействие с родителями в изобразительной деятельности. Именно родители должны способствовать постоянному накапливанию у детей эстетических впечатлений. При восприятии природы обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, запахов, совершенство строения и целенаправленно воспитывать у детей отзывчивость к красоте природы, побуждать воспринимать природу как первооснову красоты в искусстве. Для того чтобы вызвать у родителей интерес к проведению этой работы могут быть организованы специальные конкурсы фото и видеоматериалов на тему «Природа и дети», «Как прекрасен этот мир, посмотри». Работу по формированию у детей интереса к произведениям народного искусств педагогический коллектив детского сада может осуществлять разными путями. Ежегодно при участии родителей могут быть организованы выставки подлинных произведений народного искусства, а затем на фоне этой экспозиции может быть проведен праздник. Основной задачей, стоящей перед семьей и дошкольным учреждением, является воспитание любви и уважения к народным мастерам, чувство гордости за свой народ и его культуру.