Рублёва Екатерина Васильевна
Нетрадиционные формы познавательно-речевого развития (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники десяти, пятнадцати лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Публикация «Нетрадиционные формы познавательно-речевого развития (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Мы живем в такое время, что о чем бы ни говорили: об искусстве, науке, промышленности- это все масса проблем. Даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, отрицательные, тревожные явления. И опять же все это обрушивается на эмоциональное развитие ребенка. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость. Мой опыт показал, дошкольники по-разному относятся к выступлениям-будь-то на занятии, в музыкальном зале или на сцене. Для некоторых детей это связано с огромным нервным напряжением.
Л. Фадеева очень точно передала подобное эмоциональное состояние ребенка в своем стихотворении «Первое выступление».
Стою на сцене, зал затих,
И я молчу, не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
И эта неуверенность, бывает, преследует ребенка длительное время и доставляет ему дискомфорт. Коррекция такого поведения может осуществляться по многим направлениям. Мой опыт работы показал, что одним из этих направлений является коллективная театрализованная деятельность, а еще конкретнее использование нетрадиционных форм художественно-речевого развития. Это: викторины, игротеки, КВН, словесные игры, презентации, конкурсы, познавательные и интеллектуальные программы, фестивали, музыкально-литературные композиции, театр моды. Все эти нетрадиционные формы использовались в моей работе и дали неожиданный результат. Все дети хотели участвовать в том или ином мероприятии, не смотря на свою застенчивость или страх.
Основной целью моей работы над нетрадиционными формами художественно-речевого развития является гармонизация отношений детей с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний. Она рассчитана на сотворчество педагогов и родителей, которые не разучились играть и фантазировать. Задачи, которые я поставила перед собой при работе над темой «Нетрадиционные формы художественно-речевого развития» таковы:
1 Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния:(грустно, радостно, сердито, восхищенно, жалобно, тревожно и т. д.)
2. Воспитывать в ребенке готовность к творчеству.
3. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми и детьми в разных ситуациях.
4. Формировать четкую, грамотную речь.
5. Интегрировать нетрадиционные формы речевого развития во все виды деятельности.
Особое внимание уделяется взаимодействию нашей группы с родителями. Они наши первые помощники. Благодаря родителям у нас в группе работает кружок «Театр для всех», который побуждает детей к импровизации с использованием доступных как детям, так и взрослым, средств выразительности-мимики, жестов, движений. Дети по своей инициативе придумывают сказки, импровизируют диалоги, монологи, проводят игры-драматизации, придумывают вопросы для КВН, для викторин. Важнейшим условием успешности использования нетрадиционных форм художественно-речевого развития является организация предметно-игровой среды в соответствии с возрастными особенностями. В группе имеется разнообразный дидактический материал: различного вида театры, которые делают сами дети с родителями, шапочки, иллюстративный материал, дидактические игрушки, костюмы персонажей сказок, куклы из нетрадиционных материалов и т. д. На любом мероприятии органично сочетаются музыка, танец и речь, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Общий интерес к делу влияет на построение взаимоотношений между детьми, которые приобретают целенаправленность. Все это вместе создает положительный микроклимат в группе, в отношениях с родителями, педагогами, а самое главное- готовит детей к обучению в школе, помогает адаптироваться в социальном окружении.