Светлана Филиппова
Формы работы по реализации раздела программы для старших дошкольников «Я отвечаю за свои поступки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
ЗНАНИЯ
1. Формировать у детей элементарные знания о коллективном характере труда взрослых, необходимости его использования (ускоряет получение общего результата, облегчает труд участника) («Я часть общего дела»).
2. Формировать у детей обобщенные представления о том, что от вклада каждого участника деятельности зависит общий результат («Я часть общего дела»).
3. Воспитывать понимание необходимости оказания помощи другу для достижения общего результата («Один за всех и все за одного»)
ОТНОШЕНИЯ
Публикация «Формы работы по реализации раздела программы для старших дошкольников „Я отвечаю за свои поступки“» размещена в разделах
1. Воспитывать у детей нравственные качества: трудолюбие, ответственность, взаимопомощь при реализации общего дела («Один за всех и все за одного»)
2. Инициировать у детей желание помогать друг другу («Я и мои друзья»)
3. Инициировать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, желание любить и беречь свой город, ощущать себя юными тольяттинцами («Мой город»).
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом, помогать друг другу («Я и мои друзья»).
5. Развивать у детей волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, следовать положительному примеру. («Я – часть общего дела»).
6. Развивать у детей самооценку своих поступков в процессе реализации общего дела, формировать умение адекватно оценивать поступки других людей. («Я и мои друзья»).
7. Развивать у детей ответственность за свои поступки. («Один за всех и все за одного», «Я – часть общего дела»).
8. Инициировать у детей переживание чувства ответственности за организацию и реализацию полученного дела («Один за всех и все за одного», «Я – часть общего дела»).
9. Способствовать переживанию детьми чувства сопричастности и личной ответственности за состоянием дома, улицы, города («Мой город»).
10. Развивать у детей чувства коллективизма, гуманности во взаимоотношениях детей: активное проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству в коллективной деятельности, к достижению общих целей, готовности прийти на помощь («Один за всех и все за одного», «Я – часть общего дела»)
ДЕЙСТВИЯ
1. Инициировать желание детей участвовать в совместной деятельности, стремление быть полезным («Я – часть общего дела»).
2. Формировать у детей умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять («Я – часть общего дела»).
3. Развивать у детей потребность в самореализации в общем деле («Я – часть общего дела», «Я и мои друзья»).
Тема 1.
«Я – часть общего дела»
Формы :
1.1. Решение проблемных ситуаций: «Ждем гостей», «Кому ты сегодня помогал?».
1.2. Детский проект «Обустроим нашу группу».
1.3. Детский мастер-класс «Наведем порядок в группе».
1.4. Конструирование «Проект нашего участка».
1.5. Дидактическая словесная игра «Добрые дела».
1.6. Художественный труд «Сделаем пособие для малышей, чтобы научить их застегивать пуговицы».
1.7. Составление рассказа из коллективного опыта «Как мы украшали елку».
1.8. Экскурсия по территории детского сада «Кто работает в саду?».
1.9. Обсуждение пословиц и поговорок о самореализации в общем деле.
1.10. Составление правил культуры деятельности детей (групповых норм) : «Каждой вещи – свое место», «Делу – время, потехе – час», «Доводи начатое дело до конца» и др. Возможные самостоятельные действия
с предложенным материалом
1.1. Самостоятельное развертывание сюжетов сюжетно-ролевой игры «Детский сад» :
• «Приготовим праздничный обед»,
• «Наводим порядок в группе»,
• «День рождения друга»,
• «Испечем каравай».
1.2. Рассматривание фотоальбома «Собираем урожай».
1.3. Рисование для создания книжки-самоделки для малышей «Правила поведения дошкольника», «Подарок для ветеранов».
1.4. Коллективная работа «Подарок для детского сада» (панно).
1.5. Изготовление украшений для участка (из бросового, природного материала) «Наш участок».
1.6. Мастерская по ремонту книг «Спасаем книги» (ручной труд).
1.7. Дежурство по столовой «Мы – дежурные».
1.8. Коллективный художественный труд «Украшение для елки» (изготовление гирлянды).
1.9. Наблюдение за трудом дворника «Чистые дорожки».
Тема 2.
Один за всех и все за одного»
Формы :
2.1. Беседа-обсуждение «Олимпийские игры».
2.2. Организация спортивного праздника «Малая Олимпиада».
2.3. Просмотр мультфильма: «Чип и Дейл спешат на помощь».
2.4. Сюжетное рисование (коллективная работа) «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
2.5. Разучивание подвижных игр народов Среднего Поволжья.
2.6. Составление общих правил нравственности: «Радуйся успеху товарища», «Дал слово – держи его, дал обещание – выполни», «Дорожи доверием взрослых и товарищей» и т. д.
2.7. Чтение и анализ содержания художественных произведений:А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города», Н. Носов «Незнайка», А. Н. Толстой «Буратино», Р. Киплинг «Маугли», Дж. Родари «Чипполино».
2.8. Создание построек из снега «Строим сказочный снежный городок».
2.9. Образовательные ситуации:«Приготовим винегрет», «Накрываем на стол». Возможные самостоятельные действия
с предложенным материалом
2.1. Самостоятельное развертывание сюжетов сюжетно-ролевых игр: «Команда спасателей», «У бабушки болят руки», «Строим город будущего».
2.2. Рассматривание фотографий и иллюстраций командных видов спорта.
2.3. Сюжетное рисование «Как я помогаю дома родителям».
2.4. Игра-конструирование «Строим город будущего».
2.5. Коллективный труд «Стираем куклам платья».
Тема 3.
«Я и мои друзья»
Формы :
3.1. Беседы-обсуждения: «Мы не будем ссориться», «Твои друзья», «Учимся играть и работать дружно», «Легко ли человеку одному?», «Почему грустим?», «Настоящие друзья?» «Традиции нашей группы» (утро радостных встреч, сладкий вечер, празднование дней рождений)«Почему грустим?»,«Заболел друг»(оставление письма больному другу)
3.2. Дидактические игры: «Кому что принадлежит?»,«Узнай товарища по описанию», «Мои поступки», «Что чувствует твой друг», «Что может поднять настроение».
3.3. Чтение и анализ содержания художественных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», А. Барто «Мой друг», В. Катаев «Цветик – семицветик», Н. Носов «Огурцы».
3.4. Составление правил культуры общения детей: «Пользуйся словами вежливого обращения», «Умей выслушать товарища, не перебивай», «Умей признать, что был не прав» и т. д.
3.5. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о дружбе
3.6. Оформление группового альбома «Кодекс лучшего друга»
3.7. Игра-драматизация «Как аукнется, так и откликнется»
3.8. Разучивание песен о дружбе
3.9. Создание видеофильма «Наш любимый детский сад». Возможные самостоятельные действия с предложенным материалом
3.1. Самостоятельное развертывание сюжетов сюжетно-ролевых игр: «Рыболовецкое судно» ( введение воспитателем игровых проблемных ситуаций:«Авария на судне», «Заболел матрос»); «Заболел друг»,«Письмо другу»,«День рождение друга»,«Мы – дружные ребята».
3.2. Рассматривание фотоальбома «Вот как в группе мы живем».
3.3. Сюжетное рисование «Правила на всю жизнь», «Портрет моего друга», «Подарок другу».
3.4. Поздравления для именинников (рисунки, пожелания, песенки – самовыражение детей).
3.5. Творческая мастерская «Герб нашей группы».
3.6. Изготовление смайликов, приветствий «Подари улыбку».
Тема 4.
«Мой город»
Формы :
4.1. Беседа:«Тольятти – наш город», «Течет река Волга» «Памятные места родного города», «Люди, прославившие наш город», «Нужные профессии в городе», «Как живет город».
4.2. Рассматривание карты города Тольятти.
4.3. Интервьюирование детей по теме «Твое любимое место в городе».
4.5. Сюжетное рисование «Родная улица моя».
4.6. Создание модели-макета улицы (микрорайона)«Наш район».
4.7. Составление рассказа «Путешествие по городу».
4.8. Развлечение «Знай и люби свой город».
4.9. Дидактические игры: «Где и кем работает папа (мама, что делает?», «Можно – нельзя» (что можно делать на улицах города и чего нельзя).
4.10. Чтение стихотворений о городе Тольятти.
4.11. Знакомство с символами края и страны.
4.12. Экскурсии в библиотеку, на почту, в магазин. Возможные самостоятельные действия
с предложенным материалом
4.1. Самостоятельное развертывание сюжетов сюжетно-ролевых игр:
• «Путешествие по Волге»,
• «Строители»,
• «Почта»,
• «Водитель автобуса».
4.2. Игра-конструирование из строительного материала «Я – архитектор своего района».
4.3. Презентация фотовыставки с рассказами детей «Почему так названы улицы».
4.4. Сюжетное рисование «Легковые автомобили едут по улице».
4.5. Рассматривание иллюстраций в книгах о городе Тольятти.