Наталья Котенкова
Формы и методы методической работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы методической работы в ДОУ
Закон «Об образовании РФ» относит дошкольное образование к первой ступени общего. Наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляются обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В образовании стоит задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности каждого ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы образовательной ситуацией.
Публикация «Формы и методы методической работы в ДОУ» размещена в разделах
Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте, конкретном анализе образовательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на совершенствование образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.
Цель методической работы в ДОУ – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Первостепенная задача методической работы – оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.
Таким образом, методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения.
Существуют различные формы методической работы.
Основные из них это:
• Педсоветы
• Семинары
• Методические объединения
• Консультации,
• Творческие микрогруппы,
Педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, трибуной передового педагогического опыта. Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения.
Семинары как отдельная форма методической работы играют важную роль в повышении научно-теоретического уровня воспитателей и в совершенствовании их профессиональной компетентности.
Семинары выполняют многогранную роль: стимулируют регулярное изучение педагогами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к методической работе; закрепляют знания, полученные и при прослушивании лекции на курсах и самостоятельной работе над литературой; расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и ведущих семинара.
На семинарах-практикумах воспитатели обобщают и систематизируют передовой опыт, показывают в действии нужные приемы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются.
Творческие группы- следующая форма методической работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения. Она предполагает реализацию такого подхода к осуществлению методической работы в образовательном учреждении, который позволяет вовлечь педагогов в экспериментальную и исследовательскую деятельность.
Одним из важнейших аспектов методической работы с педагогами является организация изучения передового педагогического опыта, т. к. это один из путей повышения педагогического мастерства.
Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, совершенствованию профессионального мастерства.
На первом этапе этой работы необходимо выявить имеющийся в дошкольном учреждении передовой педагогический опыт. При этом используются следующие методы : наблюдение педагогического процесса, беседы с воспитателем, детьми и их родителями, помощь в подборе методической, педагогической и психологической литературы, связанной с темой передового опыта, рекомендации по изучению работы воспитателей-мастеров с целью сравнения приемов и методов, используемых в своей работе, с опытом лучших педагогов, по осмыслению самим воспитателем своих новшеств в работе, своих методов, дающих высокие результаты.
На втором этапе, который состоит из обобщения опыта, используются следующие методы : помочь воспитателю глубоко проанализировать накопленные факты, проникнуть в сущность наблюдаемых явлений, отделить существенное от несущественного, главное от второстепенного; оказывает помощь воспитателю в описании педагогического процесса с показом достижений и неудач, чтобы была видна динамика описываемого педагогического опыта.
Необходимо заинтересовать воспитателей в новом опыте, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им.
Имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т. д.
Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педа-гогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы.
Белая К. Ю. считает, что также важна система непрерывного повышения квалификации (самообразование) каждого педагога, которая предполагает разные формы : обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.
Самообразование - это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.
Формы самообразования многообразны:
- работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;
- участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;
- получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений.
Результатом этих и других видов работ педагога является процесс-рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта.
Список литературы
1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы[текст] : методическое пособие/ К. Ю. Белая- М: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении[текст] : методическое пособие/ К. Ю. Белая- М: МИПКРО, 2000.- 81с.
3. Белая К. Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение[текст] : методическое пособие/ К. Ю. Белая - М: Сфера, 2009.- 48с.
4. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами[текст] : методическое пособие/ Л. М. Волобуева - М: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
5. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы[текст] : методическое пособие/Н. А. Виноградова, Н. В Микляева, Ю. Н. Родионова – М: Айрис-пресс, 2008.-192с.