лиля трунова
Статья «Формирование взаимоотношений детей в процессе игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему :
«Формирование взаимоотношений детей в процессе игры»
Тематика игр дошкольников различна. Из поколения в поколение дети традиционно играют в семью, в больницу, в школу, в пароход и т. д. Однако без участия воспитателя и искреннего интереса его к этому крайне важному виду детской деятельности, без его умения увлеченно, не подделываясь под детей, играть с ними содержание и характер игр старших дошкольников во многом могут оставаться на таком же уровне, что и у малышей. Если же взрослый живет игрой, если он верный, знающий партнер, старший товарищ, добрый друг, с которым интересно играть, культура детской игры постоянно растет и сама игра становится в руках умелого воспитателя важным средством влияния на поведение детей.
Публикация «Статья „Формирование взаимоотношений детей в процессе игры“» размещена в разделах
Необходимость повышения культуры игры как формы организации интересной детской деятельности ставит перед воспитателем сложные задачи, решать которые можно только при учете воспитательной работы. Педагог должен уяснить для себя следующие вопросы:
В какие игры дети любят играть и какова длительность этих игр?
Каков уровень взаимоотношений детей в игре? (Как они распределяют и выполняют роли, как помогают друг другу во время игры, умеют ли уступать, сдерживать себя, делиться с товарищами, проявляют ли сочувствие, отзывчивость, заботу?)
Наблюдается ли творческий элемент в совместных играх детей, существует ли «борьба мнений» в них, как обычно разрешаются возникающие споры, ссоры, умеют ли дети считаться с мнением товарищей, с их интересами?
Как развивается сюжет игры, есть ли в его развитии инициатива детей и в чем она проявляется?
Как отражают дети в играх знания, полученные на занятиях?
Намечают ли дети план игры? (Сговариваются ли о теме игры, определяют ли сюжет и его развитие, планируют ли необходимое изготовление игрушек, вырабатывают ли правила игры)
Какое применение входит в играх конструктивная деятельность детей? (Сочетается ли игра с поделками игрушек, умеют ли дети строить из строительного материала, подчиняют ли свои постройки замыслу игры или игра развивается вокруг постройки, как ребята помогают друг другу в строительстве)
Какие дети в играх активные А какие - малоактивные?
Давая анализ игровой деятельности детей своей группы, воспитатель может наметить задачи по развитию игры и вместе с этим по формированию личности ребенка.
Конечно, в каждом детском саду складываются свои особые условия работы, а значит, возникают отличия в организации игровой деятельности детей. Но, к сожалению, приходится констатировать, что в некоторых детских садах даже подготовительных к школе группах уровень развития игры все еще ниже возможностей детей этого возраста. Это влечет за собой и недостаточное развитие их коллективных взаимоотношений.
Уровень развития взаимоотношений в игре детей 6-7 лет зависит от многих факторов, и прежде всего от тех условий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной жизни. Поэтому, чтобы использовать игру, как форму организации интересной детской деятельности, как средство воспитания каждого ребенка, педагогу следует осуществить подробную аттестацию всех детей. По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре можно выделить четыре подгруппы детей.
Первая подгруппа – дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр.
Вторая подгруппа – дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений (вырезать, рисовать, конструировать и др.)
Третья подгруппа – дети неуравновешанные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.
Четвертая подгруппа – это дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.
Знание особенностей характеров всех детей группы дает возможность воспитателю подобрать и использовать при руководстве играми наиболее эффективные педагогические приемы, способствующие воспитанию у всех ребят устойчивых моральных чувств, формированию представлений о коллективе, умений и навыков коллективной жизни, которые постепенно превратятся в привычные и осознанные отношения доброжелательности и взаимопомощи. Задача педагога – объединить детей в совместной игре в дружный коллектив. В процессе решения этой задачи выявляются три возможных уровня развития коллективных взаимоотношений детей седьмого года жизни : развитой, высокий; основной, устойчивый, и переходный, когда у детей имеются определенные представления о коллективных взаимоотношениях и довольно развиты нравственные чувства, т. е. имеется необходимая основа для дальнейшего формирования навыков и привычки к коллективной игре, но нет еще устойчивости в проявлении чувства коллективизма, нет навыков самоорганизации. В данном случае для поднятия уровня коллективных взаимоотношений детей прежде всего необходимо расширять содержание тех игр, в которые дети играют чаще всего: в семью, в детский сад, в школу,- и формировать в процессе их четкие представления о дружеских взаимоотношениях, развивать у детей навыки совместной деятельности.