Любовь Маркелова
Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе организации системы дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
I. Вводная часть
1. Актуальность опыта работы:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Публикация «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе организации системы дидактических игр» размещена в разделах
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
1. Цель опыта работы - изучила теоретические аспекты сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Задачи опыта работы:
1. Изучила психолого-педагогическую литературу по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
2. Раскрыла содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста.
3. Определила систему работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе организации системы дидактических игр.
3. Ожидаемые результаты:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте (по ФГОС ДО) :
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
II. Основная часть
1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Задачи сенсорного развития вытекают из основных направлений развития восприятия и представлений о внешних свойствах предметов.
В современной системе сенсорного развития определённое место отводится образовательной деятельности, которая организуется в форме дидактических игр, в которых сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребёнка. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.
Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что в результате систематической работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе организации системы дидактических игр у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития.
Недостатки в содержании воспитательно-образовательного процесса :
1. У детей недостаточно развит процесс восприятия окружающего мира.
2. Наблюдается задержка речевого развития, что затрудняет процесс общения взрослого и ребенка.
Недостатки в условиях воспитательно-образовательного процесса :
1. Разработанная система дидактических по сенсорному развитию детей раннего возраста длительное время не обновлялась.
2. В дошкольном образовательном учреждении отсутствует мультимедийное оборудование (имеется видеомагнитофон, музыкальный центр и магнитофоны в группах).
Поэтому огромное значение имеет создание условий для организации системы дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
2. Описание изменений в образовательном процессе.
2.1. Содержательно-технологический блок.
Существенной частью педагогического процесса в системе сенсорного развития детей раннего возраста являются дидактические игры с куклой. Организуя дидактические игры с куклой, как своеобразный образец для подражания, выполнения игровых действий и нравственных взаимоотношений, стремилась обогатить самостоятельную деятельность детей. Кроме того, с помощью этих игр, содействовала развитию способности детей к более устойчивому проявлению добрых чувств, активности, целеустремлённости.
Планирование и организация нескольких видов дидактических игр с куклой позволяет установить взаимосвязь между играми в «строительство» и сюжетно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Детский сад» и др.
Для того, чтобы развить сюжетно-ролевую игру «Дочки-матери», заранее распределяла роли: мамы, дочки, сестрички. Привлекала родителей к шитью кукольной одежды, постельных принадлежностей, починке игрушек.
Дидактическая игра с куклой изменяет отношение малыша к ней. Кукла становится любимой игрушкой, в игре она выступает в роли бабушки, сестры, мамы и т. д. Малыши выражают свои чувства к кукле, всячески заботясь о ней. Обучая куклу действовать, малыши сами одновременно обучаются сами. Поведение детей в игре изменяется. Так, в самостоятельной игре дети вместе строят мебель для куклы, домик, садик и др. Но самое главное заключается в том, что в играх с куклами прослеживается направленность на доброжелательность, дружбу, взаимопомощь. В играх с куклами выступают высоконравственные мотивы: «вместе праздновать», «путешествовать», «готовить для куклы обед» и т. д. Проявление радостных чувств от достигнутого (сделали, построили) говорит о возросшем у малышей уровне целеустремлённости, о развитии эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Любую работу с детьми необходимо начинать с создания условий. С этой целью в группе был создан центр сенсорного развития.
2.2. Контрольно-оценочный блок.
Чтобы определить эффективность реализации разработанной системы работы в конце учебного года была проведена педагогическая диагностика детей с целью выявления уровня сенсорного развития детей.
Для проведения педагогической диагностики используются различные методы:
- наблюдения;
- беседы;
- игровые ситуации и др.
Также проводила анкетирование родителей о системе работы по данному направлению развития ребёнка.
3. Ресурсный блок (условия).
1. Кадровые: * пройти обучение на курсах повышения квалификации по
данной проблеме (вариативный блок);
2. Научно-методические: * приобрести комплект современной
методической литературы по данной проблеме;
* разработать перспективное планирование по
реализации системы работы.
3. Материально-технические: * модернизировать групповой центр
сенсорного развития;
* приобрести комплект мультимедийного
оборудования в группу или детский сад;
4. Нормативно-правовые: * изучить ФГОС ДО в рамках реализации
системы работы по проблеме;
* изучить ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012г.
5. Информационные : * оформление папки-раскладушки для родителей
«Сенсорное развитие самых маленьких»;
* консультативная помощь для родителей.
III. Заключение
Выводы по опыту работы.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
Основные источники:
1. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2010, 178с.
2. Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» - 2010г №1 - С. 58-70.
Нормативные документы:
1. Закон РФ об образовании
2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
3. ФГОС дошкольного образования утвержден приказом от 17 октября 2013 года №1155 (зарегистрирован Минюстом России 14.11.2013 г. №30384)
Интернет ресурсы:
1. https://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
2. https://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области