Получи документы

Формирование речевой активности в процессе работы над загадками у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

марина ожигова
Формирование речевой активности в процессе работы над загадками у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
▼ Скачать + Заказать документы

«Загадка оставляет уму ребенка

полезные упражнения.»

(К. Д. Ушинский)

Загадки - это особый, веселый, интересный и загадочный мир. В древности загадки являлись средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять».

Публикация «Формирование речевой активности в процессе работы над загадками у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня» размещена в разделах

На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили важнейшими средствами передачи сведений об окружающем мире старшим поколением младшему и не потеряли своей актуальности до сих пор.

Почему же дети так любят загадки? Да потому, что они отражают детский опыт познания действительности. Загадка- это ожидание сюрприза. Это удовольствие, которое ребенок получает от поиска отгадки и ожидания награды.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями не становятся полезными- это «мертвый груз». Поэтому загадки не случайно стали использоваться нами при коррекции такого сложного системного нарушения, как общего нарушения речи, практический опыт коррекционной работы с которым у нас имеется достаточно большой.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь ребенка, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. Загадки способствуют развитию у детей логического вербального мышления, памяти. Разгадывая их дети учатся запоминать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы, умозаключения. У них развивается сообразительность и достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти.

Дети, обучающиеся в речевых группах, часто сталкиваются с такими проблемами как неусидчивость, быстрая утомляемость и истощаеммость, снижение интереса. В результате - плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования детской активности.

В результате длительных размышлений мы поставили перед собой не- сколько вопросов:

1. Как помочь ребенку с проблемой в речевом развитии внимательно

слушать на занятии?

2. Как повысить их речевую активность в процессе работы над загадками?

3. С помощью, каких средств зажечь интерес в его глазах, помочь ребенку обучаться радостно, светло, без принуждения?

В итоге решили включить в коррекционном процессе загадки различного типа. Они не только помогли нам изучать и учитывать психофизические особенности детей с речевыми нарушениями, но и позволили сделать занятия интересными по содержанию и занимательными,эмоциональными по форме проведения, что способствовало повышению результативности коррекционной работы.

Концептуальные принципы работы :

1. Принцип целостного образа мира- осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

2. Принцип понимания языковых значений, развития лексических и грамматических навыков обеспечивает тренировку мысли ребенка и способствует выработке у них мыслительных навыков.

3. Принцип оценки выразительности речи воспитывает способность чувствовать эмоциональные оттенки речи, навыки восприятия поэтической речи, усвоение функциональных стилей речи.

4. Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи-последование изменение дидактического материала (повторение усвоенного ранее и добавление нового)- способствует тому, чтобы речевая деятельность детей становилась все более самостоятельной.

Задачи развития речетворческой активности дошкольников.

Развитие словаря:

1. Учить правильно и точно использовать в речи слова, обозначающие предметы, явления, действия; их свойства, качества, материал и его особенности.

2. Формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.

3. Учить использовать в речи средства выразительности.

Развитие грамматической правильности речи :

1. Учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей.

2. Развивать умения использовать в речи все части и закреплять навык их согласования.

Звуковая культура речи :

1. Формировать навыки звукового анализа и фонематического восприятия слова.

2. Развивать слуховое внимание.

Развитие связной речи :

1. Учить охотно вступать в речевые контакты с окружающими, участвовать в коллективных разговорах.

2. Учить аргументированно исправлять ошибочные суждения сверстников.

3. Учить задавать вопросы и отвечать на них.

4. Развивать связную речь, распространяя предложение путем введения второстепенных и однородных членов; введение в речь сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами и без через загадки с использованием признаков времени, внешнего вида, действия, места.

5. Учить подбирать антонимы, синонимы, омонимы.

6. Учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями структуры загадки как самостоятельного жанра.

Общеразвивающие задачи.

1. Развивать образное и логическое мышление посредством разгадывания и загадывания загадок.

2. Формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

3. Развивать творческие способности.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать художественный вкус.

2. Прививать любовь к окружающему миру через загадки.

3. Приобщать к художественной литературе и устному народному творчеству.

4. Воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.

Задачи реализуются по направлениям:

-ознакомление с загадкой как литературным жанром.

-обучение разгадыванию загадок.

-обучение придумыванию загадок.

Виды загадок :

-Рифмованные загадки.

-Описательные загадки.

-Загадки на отрицание.

-Загадки метафорические.

Рифмованные загадки.

Цель: учить отгадывать и придумывать рифмованные загадки.

Задачи:

1. Формировать осознанное использование в речи слов.

2. Формировать навыки звукового анализа и фонетического восприятия слова на основе рифмы.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Учить придумывать 2-4-строчные рифмовки.

5. Развивать образное мышление и творческие способности.

6. Учить пользоваться простыми предложениями.

7. Воспитывать художественный вкус и интерес к самостоятельному

сочинительству.

Описательные загадки.

Цель: учить отгадывать и придумывать описательные загадки.

Задачи:

1. Формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.

2. Учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей.

3. Развивать умения использовать в речи все части речи и закреплять навык их согласования.

4. Развивать связную речь, распространяя предложения путем введения второстепенных и однородных членов.

5. Учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями структуры загадки как самостоятельного жанра.

6. Развивать образное и логическое мышление.

7. Прививать любовь к Родине посредством загадок.

Метафорические загадки.

Цель: учить отгадывать и придумывать метафорические загадки.

Задачи:

1. Учить использовать в речи средства выразительности.

2. Учить составлять короткий рассказ, воспроизводя схематический рисунок загадки и используя при этом языковые средства выразительности.

3. Учить использовать в речи крылатые выражения и фразеологизмы.

4. Развивать образное мышление посредством отгадывания и придумывания метафорических загадок.

5. Прививать любовь к родному языку.

6. Воспитывать активный интерес к устному творчеству.

Роль загадок велика, что положительно влияет на их речевое развитие, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом. Такие игры с загадками помогают превратить обучение в занимательную игру, которая приносит много радости и дошкольникам, и педагогу. В результате приводит к успеху в достижении поставленных задач.

Публикации по теме:

Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана "Центр развития ребенка - детский сад "Василек" «Формирование.

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по конструированию.Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по конструированию. Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования инновационных технологий на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевой активности в процессе работы над загадками у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
Опубликовано: 24 мая 2015 в 08:09
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевой активности в процессе работы над загадками у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня» (включая файлы) размещена пользователем марина ожигова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД