марина ожигова
Формирование речевой активности в процессе работы над загадками у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
▼ Скачать + Заказать документы
«Загадка оставляет уму ребенка
полезные упражнения.»
(К. Д. Ушинский)
Загадки - это особый, веселый, интересный и загадочный мир. В древности загадки являлись средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять».
Публикация «Формирование речевой активности в процессе работы над загадками у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили важнейшими средствами передачи сведений об окружающем мире старшим поколением младшему и не потеряли своей актуальности до сих пор.
Почему же дети так любят загадки? Да потому, что они отражают детский опыт познания действительности. Загадка- это ожидание сюрприза. Это удовольствие, которое ребенок получает от поиска отгадки и ожидания награды.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями не становятся полезными- это «мертвый груз». Поэтому загадки не случайно стали использоваться нами при коррекции такого сложного системного нарушения, как общего нарушения речи, практический опыт коррекционной работы с которым у нас имеется достаточно большой.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь ребенка, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. Загадки способствуют развитию у детей логического вербального мышления, памяти. Разгадывая их дети учатся запоминать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы, умозаключения. У них развивается сообразительность и достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти.
Дети, обучающиеся в речевых группах, часто сталкиваются с такими проблемами как неусидчивость, быстрая утомляемость и истощаеммость, снижение интереса. В результате - плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования детской активности.
В результате длительных размышлений мы поставили перед собой не- сколько вопросов:
1. Как помочь ребенку с проблемой в речевом развитии внимательно
слушать на занятии?
2. Как повысить их речевую активность в процессе работы над загадками?
3. С помощью, каких средств зажечь интерес в его глазах, помочь ребенку обучаться радостно, светло, без принуждения?
В итоге решили включить в коррекционном процессе загадки различного типа. Они не только помогли нам изучать и учитывать психофизические особенности детей с речевыми нарушениями, но и позволили сделать занятия интересными по содержанию и занимательными,эмоциональными по форме проведения, что способствовало повышению результативности коррекционной работы.
Концептуальные принципы работы :
1. Принцип целостного образа мира- осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
2. Принцип понимания языковых значений, развития лексических и грамматических навыков обеспечивает тренировку мысли ребенка и способствует выработке у них мыслительных навыков.
3. Принцип оценки выразительности речи воспитывает способность чувствовать эмоциональные оттенки речи, навыки восприятия поэтической речи, усвоение функциональных стилей речи.
4. Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи-последование изменение дидактического материала (повторение усвоенного ранее и добавление нового)- способствует тому, чтобы речевая деятельность детей становилась все более самостоятельной.
Задачи развития речетворческой активности дошкольников.
Развитие словаря:
1. Учить правильно и точно использовать в речи слова, обозначающие предметы, явления, действия; их свойства, качества, материал и его особенности.
2. Формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.
3. Учить использовать в речи средства выразительности.
Развитие грамматической правильности речи :
1. Учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей.
2. Развивать умения использовать в речи все части и закреплять навык их согласования.
Звуковая культура речи :
1. Формировать навыки звукового анализа и фонематического восприятия слова.
2. Развивать слуховое внимание.
Развитие связной речи :
1. Учить охотно вступать в речевые контакты с окружающими, участвовать в коллективных разговорах.
2. Учить аргументированно исправлять ошибочные суждения сверстников.
3. Учить задавать вопросы и отвечать на них.
4. Развивать связную речь, распространяя предложение путем введения второстепенных и однородных членов; введение в речь сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами и без через загадки с использованием признаков времени, внешнего вида, действия, места.
5. Учить подбирать антонимы, синонимы, омонимы.
6. Учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями структуры загадки как самостоятельного жанра.
Общеразвивающие задачи.
1. Развивать образное и логическое мышление посредством разгадывания и загадывания загадок.
2. Формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
3. Развивать творческие способности.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать художественный вкус.
2. Прививать любовь к окружающему миру через загадки.
3. Приобщать к художественной литературе и устному народному творчеству.
4. Воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.
Задачи реализуются по направлениям:
-ознакомление с загадкой как литературным жанром.
-обучение разгадыванию загадок.
-обучение придумыванию загадок.
Виды загадок :
-Рифмованные загадки.
-Описательные загадки.
-Загадки на отрицание.
-Загадки метафорические.
Рифмованные загадки.
Цель: учить отгадывать и придумывать рифмованные загадки.
Задачи:
1. Формировать осознанное использование в речи слов.
2. Формировать навыки звукового анализа и фонетического восприятия слова на основе рифмы.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Учить придумывать 2-4-строчные рифмовки.
5. Развивать образное мышление и творческие способности.
6. Учить пользоваться простыми предложениями.
7. Воспитывать художественный вкус и интерес к самостоятельному
сочинительству.
Описательные загадки.
Цель: учить отгадывать и придумывать описательные загадки.
Задачи:
1. Формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.
2. Учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей.
3. Развивать умения использовать в речи все части речи и закреплять навык их согласования.
4. Развивать связную речь, распространяя предложения путем введения второстепенных и однородных членов.
5. Учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями структуры загадки как самостоятельного жанра.
6. Развивать образное и логическое мышление.
7. Прививать любовь к Родине посредством загадок.
Метафорические загадки.
Цель: учить отгадывать и придумывать метафорические загадки.
Задачи:
1. Учить использовать в речи средства выразительности.
2. Учить составлять короткий рассказ, воспроизводя схематический рисунок загадки и используя при этом языковые средства выразительности.
3. Учить использовать в речи крылатые выражения и фразеологизмы.
4. Развивать образное мышление посредством отгадывания и придумывания метафорических загадок.
5. Прививать любовь к родному языку.
6. Воспитывать активный интерес к устному творчеству.
Роль загадок велика, что положительно влияет на их речевое развитие, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом. Такие игры с загадками помогают превратить обучение в занимательную игру, которая приносит много радости и дошкольникам, и педагогу. В результате приводит к успеху в достижении поставленных задач.