Валентина Авраменко
«Формирование экологической культуры у детей в процессе исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы во второй младшей группе детского сада)
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также его поведения в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Публикация «„Формирование экологической культуры у детей в процессе исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Психологами доказано, что 4-й год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами: началом формирования личности ребенка и его самостоятельной деятельности. У детей появляется самооценка. У ребенка вместе со стремлением действовать самому возникает желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Происходит подчинение ориентирующему образцу, а первые экологические представления складываются также при усвоении ребенком соответствующих образцов поведения. Под влиянием взрослых у детей появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у младших дошкольников отмечается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребенка, нам надо было создать благоприятные педагогические условия и отобрать оптимальные методы, которые способствовали бы решению задач экологического воспитания в занимательной форме. Мы обратились к игровым ситуациям, которые строились по типу сюжетно-дидактической игры. В рамках игры дети получали новые знания, наблюдали за объектами природы, выполняли исследовательские и трудовые действия. В игровых обучающих ситуациях мы использовали кукольные персонажи: Матрешку, Незнайку, доктора Айболита. Кукольные персонажи становились непосредственными участниками наблюдения, исследований.
Формирование начальных основ экологической культуры у малыша мы начали с темы «Волшебница вода». Еще в раннем младенчестве ребенок при купании в ванной соприкасается с водой. И 4хлетнему ребенку вода по- прежнему интересна ему, поэтому он многократно моет руки или шлепает по весенним лужам. Малыш с удивлением наблюдает таяние снега, дождь, исчезновение льда и делает первые выводы. Дети уже знают, что вода льется и плещется; бывает чистая и грязная; холодная и горячая; что люди пьют воду, но что без нее не могут жить животные и растения нам предстоит еще узнать. Опыта у ребенка в этом возрасте мало, а поэтому исследовательская, поисковая деятельность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.
Особенность детей нашей группы состоит в том, что они недавно пришли из дома. Как правило, дома малыша все учат и знания поступают к нему в виде информации : «Делай так» или: «Не делай так». Ребенок остается в пассивной позиции.
В детском саду ребенок имеет возможность самостоятельно решать познавательные задачи вне занятий, представленные как проблемные ситуации, стимулирующие интерес к исследованию. Мы начали с самого простого. Например, невозможно словесно убедить малыша, что определенные предметы предназначены для определенных действий. Он должен сам получить наглядный результат.
Предлагаем ребенку принести воду в … колечке. Взрослому очевидно, что задание невыполнимо. А малыш принимается за дело: старательно наливает воду, просит воспитателя помочь, когда замечает, что вода вытекает, предлагает взять колечко поменьше. И только после многих проб радостно кричит: «Дырка!» Интересно, что его опыт не воспринимается другим ребенком. Тот не слушает совета товарища: «Не бери, дырка» - и повторяет все действия.
Затем воспитатель предлагает из ведра перелить воду в таз дуршлагом, ситечком, шумовкой. Ребенок сосредоточенно исследует, затем опробывает каждый предмет и предупреждает следующего испытателя, но опять чужой опыт не принимается.
Из этих действий мы видим, что дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Занятия - это новые условия, в которых ребенок использует, а стало быть, и глубже осознает самостоятельно приобретенный им ранее опыт. Активность его позиции задается двумя условиями; во-первых, организуется проблемная ситуация, решение которой зависит от осуществления ребенком выбора необходимого средства достижения результата; во-вторых, ребенку предоставляется возможность быть учителем. (Роль ученика выполняет игровой персонаж Мишка).
Мишка ставит познавательную задачу в занимательной и интересной форме : он просит, например, напиться чаю из колечка. Реакция детей на такую просьбу обычно бурная, потому что они осознают невыполнимость, нереальность просьбы. Дети весело смеются, сочувственно, доброжелательно советуют Мишке, как советовали друг другу: «Не бери, дырка! Прольется! Донышка нет!» А затем обращаются с просьбой к воспитателю: «Не наливайте! Не наливайте» Некоторые даже стараются удержать воспитателя, который разыгрывает готовность выполнить просьбу Мишки. Далее дети помогают подобрать предмет (чашку, из которой удобно напиться, доказывая Мишке ошибочность им предлагаемого выбора (колечко, блюдце).
В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят. Поощрять поисковую активность ребят.
Впереди большая работа по формированию правильного отношения детей к растительному миру: комнатным растениям, деревьям, кустарникам, цветам, растущим на участке детского сада. Дошкольникам трудно понять, что растения живые и для нормального существования им необходимы хорошие условия, уход и забота. Малышам необходимо объяснять и показывать, что растения растут, пьют воду, т. е. живут.
Используя игрушку Чиполлино, мы наблюдали за развитием лука. Дети с большим интересом следили за произрастанием луковицы, подходили к окну, на котором стоял лук, смотрели, показывали воспитателям и говорили: «У лука появилась зеленая травка». Спрашивали: «А это что, корни?». Чтобы показать значение воды для роста растений, убедить их в необходимости полива, мы создали исследовательскую ситуацию : рядом поставили банку с луком, но без воды и постоянно обращали на нее внимание детей. Малыши отметили, что там, где нет воды, луковица сохнет. После этого мы провели сравнение лука и комнатных растений – им тоже для роста и жизни нужна вода. «Можно я буду поливать из лейки?» - говорит Кирилл Д. и др. дети. Мы провели с детьми занятия по обследованию комнатных растений. Была использована игровая ситуация «Профилактический осмотр комнатных растений доктором Айболитом». Айболит «выписал рецепты» по уходу за растениями, а малыши старались выполнять все рекомендации доктора и даже придумывали ласковые слова растениям (милый, красивый, чудесный, веселый, зелененький, яркий, добрый и др.)
Познание в ходе исследований - это мощный фактор, который движет желанием ребенка узнать что-то новое, неизведанное.
Так в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли положительные изменения в экологической воспитанности младших дошкольников через исследовательскую деятельность, которая способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, их практическому применению во взаимодействии с окружающим.