Надежда Поспелова
Формирование временных представлений у старших дошкольников посредством художественных образов
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование временных представлений у старших дошкольников через художественные образы.
Математика - наука точная, требующая сосредоточенности, терпения и внимания. Цель развития элементарных математических представлений у ребенка – это показать ребенку, каким образом можно пользоваться математическими знаниями и умениями в различных областях жизни, в различных видах деятельности.
Публикация «Формирование временных представлений у старших дошкольников посредством художественных образов» размещена в разделах
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Изучая различные характеристики детства, авторы обратили внимание на проблему отношения ребенка со временем. Они сходятся во мнении о том, что для ребенка не существует времени, он не берет ответственность за него, не пытается подчинить время себе и создает собственное пространство жизнедеятельности. Формирования представления ориентировки во времени одна из важных и достаточно сложных задач в рамках формирования элементарных математических представлений у ребенка дошкольного возраста.
По вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени занимались как зарубежные психологи и педагоги Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др., так и отечественные К. А. Абульханова – Славская, А. А. Кроник, Ф. Н. Блехер, С. А. Рубинштейн, А. А. Люблинская Леушина, Т. Д. Рихтерман, Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е. Щербакова, О. Фунтикова, Р. Л. Непомнящая.
Старший дошкольник, в скором будущем станет школьником. Ребенок должен получить знания, умения, навыки определять, измерять время (правильно обозначая в речи, а так же чувствовать его длительность, чтоб регулировать и планировать свою деятельность во времени, через темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Время выступает как регулятор жизнедеятельности людей, между культурой как знаковым, носителем исторического, социального пространства и времен. Это и определило выбор проблемы.
Гипотеза: формирования временных представлений старших дошкольников через использование художественных образов в различных формах учебно-познавательного процесса.
Перед нами поставлены следующие задачи:
Познакомиться с психолого-педагогической литературой по формированию временных представлений.
Провести опытно - экспериментальную работу с детьми по усвоению временных представлений.
Экспериментальная база исследования: Кабанский район, п. Селенгинск, МАДОУ №3 «Теремок», старшая группа.
1.1 Возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста в формировании временных представлений.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» статья 64 закреплено, что «дошкольное образование – это формирование общей культуры ребенка, через развитие качеств детей, таких как нравственных, интеллектуальных, эстетических, физических и личностных». А также «укрепление и сохранение здоровья детей» и «формирование предпосылок учебной деятельности».
«ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования». Стандарт является основой для разработки программы, на основе вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации, способности детей, с помощью образовательных областей (социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие).
Познавательное развитие помогает ориентироваться ребенку в окружающем мире (природе, социуме) и включает в себя такую задачу, как формирование элементарных математических представлений. «С целью формирования первичных представлениях о свойствах и объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, темпе, ритме, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях)».
Возрастные особенности детей пяти – шести лет. Дети строят свое поведение согласно взятой на себя роли и могут распределять роли до начала игры, осваивая социальные отношения. Развивается изобразительная деятельность детей. Конструирование характеризуется умением детей анализировать условия, через деятельность. Восприятие в старшем дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства, способы осуществления. В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способные решать задачи в наглядном плане, а также совершать преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. У них развиваются представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности представлений) – это такие представления о смене времен года, дня и ночи. В этом возрасте активно развивается воображение, при его активизации и позволяет детям сочинять и последовательно разворачивающие истории. Дети учатся пересказывать и рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Развивается устойчивость, распределение, переключаемость внимания, переход к произвольному, от непроизвольного. Продолжает совершенствоваться речь, богаче становиться лексика, развивается связная речь.
1.2. Влияние художественных образов на формировании временных представлений старших дошкольников.
Характер представлений детей о времени тесно связан с овладением временными понятиями, с умением ориентироваться во времени по природным явлениям; с пониманием временных промежутков и умением определять время по часам. Художественно - отраженное время обеспечивают освоение эталонов – это чувствовать время, наслаждаться им, а также понимать наполняемость пространства и кратковременность мига, ощущать ритм пространства и времени. Именно искусство запечатлевает время и пространство. Литературные произведения и изобразительное искусство на наш взгляд должны играть большую роль в формировании представлений временных представлений у дошкольников. Окружающий нас мир существует во времени. Время это всеобщая форма существования материи. Временные характеристики явлений - их продолжительность, частота, ритм и другие - универсальны по своей применимости для описания любых по природе процессов. Характерными особенностями времени являются : - его текучесть. И. П. Сеченов подчеркивал: чтоб ребенок мог лучше осмыслить само понятие «время», ребенка в первую очередь знакомят в естественной смене времен года. Совместная деятельность детей и взрослого должна строится и направлять детей на сознательное использование своего опыта в усвоении нового материала. В этой системе должно уделено внимания не просто запоминанию дней недели, месяцев и т. д., а также пониманию цикличности времен года, месяцев, дней недели, времени суток, через формирование у детей представлений о времени которое естественным образом происходит в ходе ритмической организации жизни в детском саду. Повторяющийся ритм дня дает детям возможность пережить и перевести в сознание такие понятия, как утро, день, вечер, ночь. Природа, а также разные виды искусства, связанные между собой различными способами восприятия окружающего нас мира: красота звуков – музыка и пение, красота речи и слов (текста) – литература, красота зрительных образов – живопись и т. д. Для закрепление временных представлений и очередность времен года с детьми проводится работа по рассматриванию картин, рекомендуемых для ознакомления детей с временами года и чтение литературных произведений (К. Д. Ушинский «Четыре желания», В. Даля «Старик годовик» и т. д.).
Дети в дошкольном возрасте задают множество вопросов усваивая новую информация. Чтобы ребенок правильно запоминал, его надо учить контролировать правильность запоминания. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Дети запоминают все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание.
Воздействие художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста неоспоримо. Также неоценимо и её значение в процессе формирования временных представлений. Художественная литература помогает ребенку открывать и объяснять особенности различных свойств и отношений, которые существуют в социальном и природном мире, значимых для познавательного развития ребёнка. Она способствует совершенствованию мышления и воображения, обогащает эмоции, становится незаменимым средством интеллектуального развития ребенка. Литературные произведения в детском саду активно используются в ходе проведения дидактических игр, сюжетных подвижных игр, выступает как средство развития ребёнка, и рассматривается в единстве содержания и художественной формы. Подобранные литературные произведения способствует формированию представлений о временах года, частях суток, днях недели. Большую роль в процессе познания играет сравнение. Е. А. Аркина отмечает, что посредством сравнения ребенок «как бы накладывает на предметы более густые краски, делает их для себя нагляднее, конкретнее и ярче, придает обыденному необычный вид и таким путем питает свою эмоциональность.
Воспитание детей дошкольного возраста ставит перед педагогами и родителями множество задач, среди которых формирование представлений о времени в синтезе ознакомления дошкольников с картинами художников и известных иллюстраторов. Картины учат наблюдательности, обогащая ребенка смысловым богатством, привлекают внимание детей к природным явлениям, приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Картины, как и литературные произведения обучают, развивают и конечно воспитывают ребенка. Они учат ребенка видеть разные стороны жизни: работа, игра, отдых, а так же явлений природы.
Для работы со старшими дошкольниками можно отметить таких авторов пейзажистов: А. К. Саврасова («Грачи прилетели», «Радуга», «Берег реки» и пр., И. И. Левитана («Плес», «После дождя», «Золотая осень» и пр., И. И. Шишкина («Утро в сосновом бору», «Рожь», «Зима» и др., В. М. Васнецова («Иван – царевич на сером волке», «Аленушка» и др.).