МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством сказок»

Марина Вальнова
Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ : «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВОМ СКАЗОК»

Разработала : Вальнова Марина Валентиновна

Воспитатель МАДОУ ДС № 21 «Звёздочка»

город Нижневартовск.

Публикация «Опыт работы по теме „Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством сказок“» размещена в разделах

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т. д. Математика даёт огромные возможности для развития мышления. Однако, с горечью приходится отмечать, что в дошкольном образовательном учреждении на занятиях по развитию элементарных математических представлений запоминание и упражнение - два основных способа, обычно применяемых для усвоения программного материала, начиная с младшей и заканчивая старшей группой. Всё это, безусловно, необходимо, но на определённом этапе. В некоторых случаях начинается торможение развития ребёнка, особенно развитие активности, самостоятельности. Ребёнок становится интеллектуальным иждивенцем, постоянно обслуживаемым воспитателем. На практике занятия по математике часто однообразны по структуре, скучны, неинтересны для детей.

Проблема развития понятия числа у детей дошкольного возраста при значительной своей разработанности до сих пор остается весьма актуальной. Эта актуальность связана с тем, что, во-первых, существуют разные теоретические подходы к этой проблеме и, во-вторых, в последнее время, в связи с Гуманизацией дошкольного математического образования возникает новое психологическое и дидактическое понимание самого процесса обучения дошкольников к этой проблеме. Кроме того, сохраняется большая практическая значимость этой проблемы.

Учитывая то обстоятельство, что предшественником методики формирования элементарных математических представлений, как науки, было устное народное творчество (А. А. Столлер, стоит предположить, что

сказка способна стать благодатным материалом для занятий по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста.

Психологи считают, что в дошкольном возрасте источником познания является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д., влияющих на восприятие и мышление.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим, целью которого является не столько формирование у ребенка определенного набора знаний, умений и навыков предметного характера, сколько развитие высших психических функций, его способностей и раскрытие внутреннего потенциала ребенка.

В настоящее время имеют место разные подходы в реализации перехода к числовому этапу дошкольников.

Цель моего исследования состоит в том, чтобы определить систему методов, средств и приемов в овладении математическими понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством «сказки».

Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования математический способностей дошкольников : рассмотреть вопросы истории формирования методики математического развития, истоки разнообразия идей об обучении детей математическим представлениям, убедиться в необходимости установления взаимосвязи сегодняшнего состояния теории и методики формирования числа у детей дошкольного возраста с идеями прошлого;

2. Выявление роли сказки, как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

3. Определение системы средств и методов в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста, где проводником в мир познания числа является сказка.

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познавательный кругозор, показывающим, что помимо реальных существует волшебный мир приключений и побед. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и

пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Не случайно еще К. Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики - это урок сельского хозяйства или домашней экономики. Когда же мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математике рекомендуется максимально связывать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка - это есть жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик» и т. д.).

Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Перед тем как приступить к работе с детьми по формированию математических представлений посредством сказок, с целью определения актуального уровня развития математических представлений был проведен срез знаний в старшей группе.

В качестве показателей выступили:

- порядковый счет

- состав числа из единицы в пределах пяти

- соответствие количества предметов с цифрой

- знание геометрических фигур

- ориентировка в пространстве

- части суток.

Анализ результатов достижений воспитанников в 2013 – 2014 учебном году показал, что дети испытывают затруднения:

Количество и счет

- в составе числа из единицы;

- в соотношении предметов с цифрой;

- выделяет определенное количество предметов по образцу;

- самостоятельно объединять и разъединять (на нахождение суммы и остатка) в пределах установленного состава числа;

- в использовании математической символики;

- в отражении выполненного действия в собственном объяснении;

Величина и форма

- в выполнение заданий на классификацию геометрических фигур по одному, двум свойствам;

Ориентировка в пространстве

- в овладении действиями с различными пространственными моделями.

Процентно-качественные показатели позволили наметить задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста

1. Формировать представления о числе.

2. Учить выражению количества через число: навык счета, навык измерения.

3. Формировать представления о различных преобразованиях количества, положения в пространстве.

4. Формировать геометрические представления.

5. Развивать начало логического мышления.

6. Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии - предпосылки творческого продуктивного мышления.

В соответствии с задачами был разработан план действий по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Для ее реализации я использовала разнообразные методы обучения практические, наглядные, словесные, игровые.

Ведущим выступил практический метод. Суть его заключает в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или заместителями (изображениями, графическими рисунками, моделями).

Детям предлагались специальные упражнения в форме задания с демонстрационным материалом, а так же в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.

Все виды деятельности имеют богатые возможности для использования проблемных ситуаций, развития активности, самостоятельности, творчества в процессе воспитания и обучения. Особенно большое поле деятельности в решении этого вопроса открывается на занятиях по математике, в связи с этим был разработан ряд занятий, с использованием приема игровой мотивации в проблемных ситуациях по сюжетам сказок. Включив в занятия сказки, сказочные игровые ситуации, процесс обучения становится более интересным, создает у детей бодрое настроение и способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Сказочный сюжет вводит детей в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, а так же сказочный сюжет располагает к спокойному совместному обсуждению, доброжелательному общению, в процессе которого происходит эмоциональное сближение взрослых и детей. Задания со сказочными сюжетами помогают соотнести приобретенные знания с окружающей детей действительностью, позволяют решить различные жизненные проблемы. Сказки своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоким и ясным представлений, например, о числах и смысле производимых над ними действий и т. д.

Для формирования полноценных математических представлений дошкольников использовала занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и то и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на них.

Однако соединять мир сказки, игры с обучением нужно осторожно. Для этого я соблюдала определенные правила.

Во-первых, ребенок должен понять, что результат его труда нужен какому-нибудь игровому персонажу, тогда у него появляется желание помочь одному из обитателей игрового мира.

Во-вторых, для того, чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам игрового персонажа, использовала специальные приемы. Сначала показывала персонажи, которые станут героями данного занятия, затем кратко и ясно объясняла ситуацию, в которой они оказались.

В-третьих, для активного включения в игру использовала достаточное количество игрового материала (можно использовать заместители, но не должно быть изобилия.

В-четвертых, не забывала о том, что дети решают одновременно и учебную, и игровую задачи. Предложения, советы задавались от имени персонажа.

Благодарным материалом для занятий были сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Теремок», «Три медведя», «Морозко», а так же сказки, придуманные детьми.

Дети с самого начала занятия находились в плену у сказки, но выполняли задачи математического характера. Такие занятия способствовали развитию активности, самостоятельности творчества.

Допустим в сказке «Гуси-лебеди», чтобы спасти братца из беды, Машеньке надо было выполнить следующие условия: сосчитать яблоки;

узнать, на каких ветвях растут самые большие яблоки; сравнить, каких ягод больше: клубники или малины, из которых сварим кисель (задание печи); узнать состав числа из единицы (задание печки); выложить из разноцветных кирпичиков стенд. Необычность преподношения заданий заставляло детей думать, действовать. Дети стремились помочь героине выполнить задачи. Большое внимание обращалось на самостоятельность детей.

Сложность в разработке таких заданий состоит в том, чтобы правильно подобрать программный материал и увязать его с сюжетом сказки, разумно и рационального использовать наглядный материал.

Самым эффективным оказался вариант использования героев сказки на фланелеграфе, где они могут «двигаться», где можно быстро изменить создавшуюся ситуацию, тем самым создавая условия для проявления самостоятельности и творчества детей.

Появление возможности находить свои решения познавательной задачи, способствовала исключению из практики подсказывающих вопросов.

Каждая программная задача решается еще и с раздаточным материалом. Поэтому игровая обстановка не пропадала при переносе действий с героями на фланелеграфе с действиями при работе на карточках.

Применяя приемы обыгрывания, я легко добивалась усвоения программного материала. Необычность обстановки, вариантность заданий по одной программной задаче заставляли ребенка думать.

В контексте воображаемой ситуации действие детей соответствовало реальной ситуации. Это создавало условия, необходимые для выполнения обучающих задач, такие формы деятельности в литературе называют «игровым экспериментированием». «Игровое экспериментирование» представляет собой трехкомпонентное соединение: экспериментирование, воображаемая ситуация как элемент игры, интеллектуальная задача.

Дидактические игры в форме игрового экспериментирования проводились так. Подгруппа детей (5-7 детей) участвуют в игре по мотивам сказки «Теремок», куда введены игры «Сильнее - слабее», «Быстрее - медленнее», «Легче - тяжелее». Цель этих игр - установить отношения путем сопоставления по наглядным моделям. В гости к детям приходят звери, которые живут в теремке. На фланелеграфе представлен сюжет сказки (предметы-заместители). Идет введение детей в воображаемую ситуацию путем воспроизведения последовательности поселения зверей в теремок. После заселения теремка звери заспорили: кто сильнее, кто слабее. Как помочь зверям разрешить спор? Детям необходимо было самостоятельно определить пары зверей для сравнения, способ для определения отношений. Справляется с заданием тот, кто больше и быстрее установит пары для сравнения.

Решению учебной задачи помогал наглядно представленный сюжет и наличие заместителей, с помощью которых ребенок мог выделить "пары зверей и их вариации для сравнения, затем установить зависимость перехода величины (траизестивность).

Персонажи сказки «теремок» играют вместе с детьми в игру-лото «Примеры разные, ответ один», цель которой - усвоение состава чисел первого десятка, повторение случаев сложения и вычитания. Игра построена на следующем правиле: каждое из первых десяти чисел натурального ряда является результатом (сумма ли разность) девяти случаев сложения и вычитания. Дидактический материал использовался двух видов: первый представляет собой лото, состоящее из 10 таблиц (по количеству чисел первого десятка) и 90 маленьких карточек (по числу всех возможных случаев сложения и вычитания). Каждая таблица разделена вертикальной линией на две неравные части и горизонтальными линиями на две равные части. В правой колонке во всех 9 клетках повторяется одно и то же, а в левой накладываются карточки, арифметические примеры (два числа, соединенные знаком плюс или минус, и знак равенства).

Зависимость числа от величины мерки постигается детьми в игре «Кто прав» по мотивам «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес за дровами. Дошли до реки, а перебраться на другой берег не могут. Решили построить мост. Что для этого надо? Какой длины должны быть доски? Измерили ширину реки. Лапоть говорит: «Длина доски должна быть 10 мерок». Пузырь - «Семь». Соломинка - «Пять». Кто же прав из героев и почему?

Построение деятельности игрового характера предполагает введение в нее специфических игровых черт. Такими являются воображаемая ситуация, роль, сюжет. Введение в дидактическую игру двух последних элементов провоцируют развитие деятельности по типу сюжетно - ролевых игр.

Для создания игрового контекста деятельности в экспериментировании вводились воображаемые ситуации так, что создавая игровой фон, они соответствовали действиям детей в реальной ситуации. По мере самостоятельного построения детьми своей деятельности, происходящие в игровом контексте, в нее вводились математические действия (способы, поставленные в логике разворачиваемой деятельности.

Кроме практических и игровых методов в процессе формирования элементарных математических представлений важное место занимали словесные методы.

Словесные методы при формировании элементарных математических представлений не являлись самостоятельными, они сопутствовали практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умоляло их значения. Широко использовались приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам в единстве друг с другом.

Развитие элементарных математических представлений невозможно предоставить без моделей. Доступность метода моделирования для дошкольников доказан А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым, Д. Б. Элькониным.

Таким образом, используя в своей работе разнообразные методы и приемы обучения, партнерский стиль общения, можно «академические

занятия» по математике преобразовать в интересную игровую деятельность, воспитывающую у детей сочувствие, сопереживание, радость, удивление, разочарование.

С целью определения эффективности и применения сказки в математическом развитии детей был проведен срез знаний на конец года. В результате было получено увеличение процентного показателя высокого уровня по всем шести параметрам, что позволило мне сделать вывод об эффективности системы работы с детьми, построенной на применении сказок в математическом развитии.

Наличие же затруднений у детей указал на необходимость продолжения работы с детьми уже в подготовительной группе.

На начало 2014 - 2015 учебного года, построив работу с детьми по тем же приемам, но с усложнением программного материала, был разработан перспективный план математического развития детей через применение сказок в специально ориентированной деятельности.

Сравнительный анализ результатов на конец учебного года в старшей и подготовительной группах позволил судить об эффективности, оптимальности выбранной системы.

Основным условием математических представлений является тесное взаимодействие с семьей. Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо их взаимодействие. Поэтому очень важно установить контакт с родителями с тем, чтобы направлять деятельность родителей на понимание важности и руководства их развитием на формирования математических представлений. Понимая, что взрослого человека надо учить осторожно и ненавязчиво, знакомила родителей со своими методами работы с детьми, старалась как можно реже говорить такие слова, как «Вы должны», «Вы обязаны», заменяя их словами «желательно», «целесообразно». Для расширения знаний родителей, по формированию элементарных математических представлений у детей посредством сказок разработала консультации «Зачем детям математика», «Почему сказочный мир, так интересен ребенку», «Сказка как средство обучения».

Предложила сказки для занятия с детьми в семье, и

ряд заданий построенных на сюжетах сказок для занятий с детьми в семье

Разработала рекомендации по чтению сказок с проблемными ситуациями.

Заключение

Результаты моей работы показали эффективность использования тех форм и методов, которые были определены в начале 2013-2014 учебного года, для формирования элементарных математических представлений. Дети старшего возраста приобрели не только математические знания, умения и навыки, но и компоненты математического мышления : гибкость, системность, пространственную подвижность, овладели логическими приемами умственных действий. Результатам положительной динамики явилось использование сказочных сюжетов, сказочной мотивации в разных видах деятельности. Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Мои воспитанники успешно справились с программными задачами по формированию элементарных математических представлений.

В практике работы накоплен достаточный опыт по использованию игр и игровых упражнений при обучении детей математике : сюжетно

дидактические игры математического содержания, обучающие игры с элементами информатики и моделирования, игры направленные на интеллектуальное развитие детей, подвижные игры математического характера.

Изучение психолого-педагогической литературы, практика работы убеждает в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса, обучения математике детей дошкольного возраста посредством сказок, разработке и внедрению инновационных технологий.

Усвоение программного материала будет наиболее успешным, если определена оптимальная система методов и средств работы посредством сказочных сюжетов, сказочных персонажей, сказки, построенная на взаимосвязанной работе педагога и семьи, и созданы соответствующие условия.

Публикации по теме:

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного.

Коррекционно-развивающая работа по формированию и развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников I полугодие. Числа 1-5. Образование, написание, состав. Игры и упражнения. Игра «День-ночь», «Волшебный мешочек», «Что общего», «Волшебные.

Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников» Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/.

Опыт работы «Игровые технологии в развитии логико-математических представлений дошкольников» Воспитатель: Пирогова С. Н. «…корни величайших достижений логической, математической и научной мысли можно найти в простых действиях,.

Опыт работы по теме «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется.

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Воспитателя МДОУ детский сад №10 города.

Педагогический совет. Интегрированный подход в формирование элементарных математических представлений дошкольников Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов; повышать методический уровень; способствовать творческому уровню. Ход педсовета.

План самообразования воспитателя по теме «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы» Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы посредством дидактических игр» Развитие элементарных.

Проект «Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр» Пояснительная записка Актуальность проекта Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, кружками, секциями.

План самообразования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр» Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством сказок»
Опубликовано: 6 ноября 2016 в 15:13
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Вальнова (УИ 836287) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД