Коротеева Татьяна
«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии».
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии».
Подготовила : Учитель- логопед
Коротеева Т. Н.
Швейцарский учёный, психолог и философ, Карл Густав Юнг ещё в первой половине 20-ого века отметил терапевтический эффект игр с песком. Технология подобного лечения проста. Ребёнок просто создаёт песчаные образы и фигурки, ломает их, перестраивает, выравнивает. Именно такие действия закрепляют в глубинах сознания вроде бы элементарный вывод – нет непоправимых ситуаций, старое забывается и сменяется новым. Многократно повторяя свои манипуляции с песком, малыш получает уверенность в своих силах, приходит душевное равновесие, рассеивается тревога, улетучивается страх. Песчаные образы легко меняются, согласно предлагаемому сюжету, меняется и отношение ребёнка к своим поступкам, к поступкам и реалиям окружающего мира. Игры с песком проходят по сказочному сценарию, поэтому ребёнок самостоятельно устраняет неблагоприятные для него факторы, в зависимости от ситуации. В данных играх он пробует самостоятельно искать выход, и преодолевать трудности.
Публикация «„Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии“,» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Изначально К. Г. Юнг предполагал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г. М. Грабенко и Г. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему игр с песком для сказкотерапии, назвав их коррекционно-развивающими.
В наше время, большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесли такие нетрадиционные технологии как:
1. Упражнения на геоконте Воскобовича (рисование цветными резиночками композиций, орнаментов из геометрических фигур, составление проектов, конструирование букв, цифр и. т. д.).
2. Пальчиковый кукольный театр.
3. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге или фетре).
4. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге).
5. Оригами
Чем полезны игры с песком?
-Развивают все познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, речь.
- Развивают навык самоконтроля и саморегуляции.
-Способствуют развитию творческого мышления, воображения и фантазии.
- Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
- Развивают мелкую моторику, глазомер.
- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)
На занятиях с использованием песочной терапии у детей с ЗПР лучше развиваются психические процессы, что способствует лучшему усвоению программного материала, формированию языковых умений дошкольника.
Таким образом, при формировании временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР, актуальность использования игр с песком определяется :
• развитием связной речи;
• развитием мелкой моторики ;
• коррекцией психических процессов детей.
Формирование временных представлений у детей коррекционной группы осуществлялось по следующим направлениям:
• Формирование представления детей о частях суток.
• Формирование представлений о временах года.
• Формирование представлений о днях недели (Подготовительная группа).
В работе мною использовалась:
тактильно развивающая многогранная поверхность «Куб», которая оснащена пластиковым, прозрачным ящиком для песка и многофункциональной диодной подсветкой. Что позволяет, в работе с гиперактивными детьми использовать синий - успокаивающий цвет, с более пассивными детьми использовать красный - активный цвет.
Формирование представления детей о частях суток.
При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток, их последовательность, отмечены следующие особенности:
1) Неравномерность в построении последовательности частей суток;
2) Выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослым, связаны с характерными видами деятельности и имеют характерные признаки;
3) соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности;
При обучении детей распознаванию частей суток очень важно соотносить правильное словесное обозначение каждой части суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для ребёнка деятельности и внешним признакам.
На первом этапе детей учат различать части суток по изменению содержания их собственной деятельности в эти отрезки времени. Точный распорядок дня: подъём, зарядка, занятия, и т. д. создаёт реальные условия для формирования у ребенка представлений о частях суток.
На этом этапе применяется набор из 4-х картинок, с изображением деятельности детей, характерной для каждой части суток.
При длительном знакомстве с частями суток их название связывается не только с содержанием деятельности человека, но и с такими объективными показателями, как явления природы. Например, с положением солнца на небе, освещённостью неба, с разной окраской окружающего мира в разное время суток.
Эти явления природы и легли в основу создания комплекта из 4 карточек-моделей для изучения частей суток.
Каждой части суток соответствует своя карточка-модель. Она представляет собой определённым образом окрашенный прямоугольник с изображением солнца и его лучей. Обращается внимание детей на положение солнца на небе в разные моменты времени (солнце «встает», «поднимается», «садится», на его окраску, цвет неба и т. д. Также последовательно раскладываются картинки и соотносятся с цифрой.
Используются следующие методы и приё мы:
-нахождение в песке и рассматривание с детьми картинок и фотографий, изображающих их деятельность в разные отрезки времени, обозначение этих отрезков времени словом (утро, день, вечер, ночь) ;
- использование стихов, загадок, рассказов про части суток;
- беседы с детьми о том, что они делают утром, днём, вечером, ночью и рисование на песке некоторых элементов :
Утро- зубная щетка, человек делающий зарядку, тарелка с кашей и т. д. ;
День- книга, игрушки, тарелка с супом и т. д.
Вечер- телевизор, дорожка к дому, родители и т. д.
Ночь- луна, звезды, кровать и т. д.
- наблюдение за освещенностью и положением солнца в разное время суток. (рисуем солнышко, которое «встает»- просыпается, «поднимается», «садится» и т. д.)
Формирование представлений о временах года.
Для расширения представлений о временах года и их последовательности, использовалась методика обучения рассказыванию по картине. Представляются демонстрационные картины, изображающие различные времена года. В песке ребенок должен найти картинку, заявленную в инструкции взрослого и относящуюся к определенному времени года или любую, найденную по его желанию. На картинках показаны характерные признаки времен года, занятия детей в то или иное время года, особенности сезонной одежды и т. д.
Так же используется рисование характерных признаков относящихся к определенному времени года, (цветы, снеговик, кораблик, гриб, ручеек, сосульки и др.)
Для рисования используются:
Отпечатки ладоней, кулачков, внутренней и внешней стороной кистей рук, костяшками кистей рук, ребрами ладоней. Далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.
Формирование представлений о днях недели.
Формирование представлений о днях недели с детьми подготовительной группы проходит на основе заучивания стихотворений и выделения первого звука в названии дня недели для последующего соотнесения с цифрой. Выходные дни, дополнительно выделяются ярким, красным цветом – для облегчения дифференцирования и запоминания.
В понедельник – потянулись
А во вторник мы согнулись.
В среду все поприседали.
А в четверг мы поскакали.
В пятницу – похлопали.
В субботу мы потопали.
В воскресенье покружились
И на место возвратились.
Первый –Понедельник
Второй- Вторник
Третий (Средний)- Среда
Четвертый –Четверг
Пятый – Пятница
Суббота, Воскресенье - выходные дни
В качестве наглядного пособия используется аппликация в виде паровозика и семи разноцветных вагончиков, на которых написаны названия дней недели и порядковый номер. При этом ребенку становится понятно, что как вагоны за паровозом следуют всегда в одном порядке и не могут поменяться местами, так и дни недели строго идут один за другим и пятница никогда не сможет обогнать среду.
Используемые игры в песке :
«Путаница в депо» - 7картинок – вагончиков прячутся в песке «Сегодня в депо перепутали все вагоны» ребенку предлагается найти все вагоны и поставить их на свое место, чтобы поезд снова мог отправиться в путь.
«Грузовой вагон» - вагончики стоят в правильном порядке, ребенку предлагается загрузить прицеп у вагона (это может быть миниатюрная коробочка, которая наполняется песком) под названием «вторник» или «четверг».
«Пейзаж»- ребенку предлагается придумать «пейзаж» за окном каждого вагона. Насыпать «горы», посадить «деревья» и т. д. Рассказать, что увидит человек который поедет в вагоне под названием «среда», «пятница» и т. д.
«Спрячь вагон» - ребенку предлагается спрятать названный в инструкции вагон.
Эффект песочной терапии:
1. позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
2. положительная динамика в развитии:
- образного мышления;
- тактильного восприятия;
- зрительно-моторной координации;
- ориентировки в пространстве и времени.
- развитие связной речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Белоусова, Е. Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Е. Д. Белоусова, М. Ю.
Брязгунов, И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – М. : Медпрактика-М., 2002. С. 38–39, 48–53.
Зинкевич-Евстегнеева, Т. Д., Грабенко, Т. Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т. Н. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.