Получи документы

«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии».

Коротеева Татьяна
«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии».
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии».

Подготовила : Учитель- логопед

Коротеева Т. Н.

Швейцарский учёный, психолог и философ, Карл Густав Юнг ещё в первой половине 20-ого века отметил терапевтический эффект игр с песком. Технология подобного лечения проста. Ребёнок просто создаёт песчаные образы и фигурки, ломает их, перестраивает, выравнивает. Именно такие действия закрепляют в глубинах сознания вроде бы элементарный вывод – нет непоправимых ситуаций, старое забывается и сменяется новым. Многократно повторяя свои манипуляции с песком, малыш получает уверенность в своих силах, приходит душевное равновесие, рассеивается тревога, улетучивается страх. Песчаные образы легко меняются, согласно предлагаемому сюжету, меняется и отношение ребёнка к своим поступкам, к поступкам и реалиям окружающего мира. Игры с песком проходят по сказочному сценарию, поэтому ребёнок самостоятельно устраняет неблагоприятные для него факторы, в зависимости от ситуации. В данных играх он пробует самостоятельно искать выход, и преодолевать трудности.

Публикация «„Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии“,» размещена в разделах

Изначально К. Г. Юнг предполагал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г. М. Грабенко и Г. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему игр с песком для сказкотерапии, назвав их коррекционно-развивающими.

В наше время, большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесли такие нетрадиционные технологии как:

1. Упражнения на геоконте Воскобовича (рисование цветными резиночками композиций, орнаментов из геометрических фигур, составление проектов, конструирование букв, цифр и. т. д.).

2. Пальчиковый кукольный театр.

3. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге или фетре).

4. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге).

5. Оригами

Чем полезны игры с песком?

-Развивают все познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, речь.

- Развивают навык самоконтроля и саморегуляции.

-Способствуют развитию творческого мышления, воображения и фантазии.

- Формируют у ребенка представления об окружающем мире.

- Развивают мелкую моторику, глазомер.

- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)

На занятиях с использованием песочной терапии у детей с ЗПР лучше развиваются психические процессы, что способствует лучшему усвоению программного материала, формированию языковых умений дошкольника.

Таким образом, при формировании временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР, актуальность использования игр с песком определяется :

• развитием связной речи;

• развитием мелкой моторики ;

• коррекцией психических процессов детей.

Формирование временных представлений у детей коррекционной группы осуществлялось по следующим направлениям:

Формирование представления детей о частях суток.

Формирование представлений о временах года.

Формирование представлений о днях недели (Подготовительная группа).

В работе мною использовалась:

тактильно развивающая многогранная поверхность «Куб», которая оснащена пластиковым, прозрачным ящиком для песка и многофункциональной диодной подсветкой. Что позволяет, в работе с гиперактивными детьми использовать синий - успокаивающий цвет, с более пассивными детьми использовать красный - активный цвет.

Формирование представления детей о частях суток.

При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток, их последовательность, отмечены следующие особенности:

1) Неравномерность в построении последовательности частей суток;

2) Выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослым, связаны с характерными видами деятельности и имеют характерные признаки;

3) соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности;

При обучении детей распознаванию частей суток очень важно соотносить правильное словесное обозначение каждой части суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для ребёнка деятельности и внешним признакам.

На первом этапе детей учат различать части суток по изменению содержания их собственной деятельности в эти отрезки времени. Точный распорядок дня: подъём, зарядка, занятия, и т. д. создаёт реальные условия для формирования у ребенка представлений о частях суток.

На этом этапе применяется набор из 4-х картинок, с изображением деятельности детей, характерной для каждой части суток.

При длительном знакомстве с частями суток их название связывается не только с содержанием деятельности человека, но и с такими объективными показателями, как явления природы. Например, с положением солнца на небе, освещённостью неба, с разной окраской окружающего мира в разное время суток.

Эти явления природы и легли в основу создания комплекта из 4 карточек-моделей для изучения частей суток.

Каждой части суток соответствует своя карточка-модель. Она представляет собой определённым образом окрашенный прямоугольник с изображением солнца и его лучей. Обращается внимание детей на положение солнца на небе в разные моменты времени (солнце «встает», «поднимается», «садится», на его окраску, цвет неба и т. д. Также последовательно раскладываются картинки и соотносятся с цифрой.

Используются следующие методы и приё мы:

-нахождение в песке и рассматривание с детьми картинок и фотографий, изображающих их деятельность в разные отрезки времени, обозначение этих отрезков времени словом (утро, день, вечер, ночь) ;

- использование стихов, загадок, рассказов про части суток;

- беседы с детьми о том, что они делают утром, днём, вечером, ночью и рисование на песке некоторых элементов :

Утро- зубная щетка, человек делающий зарядку, тарелка с кашей и т. д. ;

День- книга, игрушки, тарелка с супом и т. д.

Вечер- телевизор, дорожка к дому, родители и т. д.

Ночь- луна, звезды, кровать и т. д.

- наблюдение за освещенностью и положением солнца в разное время суток. (рисуем солнышко, которое «встает»- просыпается, «поднимается», «садится» и т. д.)

Формирование представлений о временах года.

Для расширения представлений о временах года и их последовательности, использовалась методика обучения рассказыванию по картине. Представляются демонстрационные картины, изображающие различные времена года. В песке ребенок должен найти картинку, заявленную в инструкции взрослого и относящуюся к определенному времени года или любую, найденную по его желанию. На картинках показаны характерные признаки времен года, занятия детей в то или иное время года, особенности сезонной одежды и т. д.

Так же используется рисование характерных признаков относящихся к определенному времени года, (цветы, снеговик, кораблик, гриб, ручеек, сосульки и др.)

Для рисования используются:

Отпечатки ладоней, кулачков, внутренней и внешней стороной кистей рук, костяшками кистей рук, ребрами ладоней. Далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.

Формирование представлений о днях недели.

Формирование представлений о днях недели с детьми подготовительной группы проходит на основе заучивания стихотворений и выделения первого звука в названии дня недели для последующего соотнесения с цифрой. Выходные дни, дополнительно выделяются ярким, красным цветом – для облегчения дифференцирования и запоминания.

В понедельник – потянулись

А во вторник мы согнулись.

В среду все поприседали.

А в четверг мы поскакали.

В пятницу – похлопали.

В субботу мы потопали.

В воскресенье покружились

И на место возвратились.

Первый –Понедельник

Второй- Вторник

Третий (Средний)- Среда

Четвертый –Четверг

Пятый – Пятница

Суббота, Воскресенье - выходные дни

В качестве наглядного пособия используется аппликация в виде паровозика и семи разноцветных вагончиков, на которых написаны названия дней недели и порядковый номер. При этом ребенку становится понятно, что как вагоны за паровозом следуют всегда в одном порядке и не могут поменяться местами, так и дни недели строго идут один за другим и пятница никогда не сможет обогнать среду.

Используемые игры в песке :

«Путаница в депо» - 7картинок – вагончиков прячутся в песке «Сегодня в депо перепутали все вагоны» ребенку предлагается найти все вагоны и поставить их на свое место, чтобы поезд снова мог отправиться в путь.

«Грузовой вагон» - вагончики стоят в правильном порядке, ребенку предлагается загрузить прицеп у вагона (это может быть миниатюрная коробочка, которая наполняется песком) под названием «вторник» или «четверг».

«Пейзаж»- ребенку предлагается придумать «пейзаж» за окном каждого вагона. Насыпать «горы», посадить «деревья» и т. д. Рассказать, что увидит человек который поедет в вагоне под названием «среда», «пятница» и т. д.

«Спрячь вагон» - ребенку предлагается спрятать названный в инструкции вагон.

Эффект песочной терапии:

1. позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

2. положительная динамика в развитии:

- образного мышления;

- тактильного восприятия;

- зрительно-моторной координации;

- ориентировки в пространстве и времени.

- развитие связной речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белоусова, Е. Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Е. Д. Белоусова, М. Ю.

Брязгунов, И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – М. : Медпрактика-М., 2002. С. 38–39, 48–53.

Зинкевич-Евстегнеева, Т. Д., Грабенко, Т. Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т. Н. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.

Публикации по теме:

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста 1 слайд. Вашему вниманию представлен опыт работы ДОУ на тему: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста».

Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средством проектной деятельности. Проект на тему: «Жизнь.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как.

Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста Консультация. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста. Сенсорное развитие - это формирование новых. Несуществующих.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зренияФормирование временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения В нашей средней группе осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с нарушением зрения в соответствии с образовательной.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и проблемных ситуаций Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктора Математические игры «LEGO СЧЕТНАЯ ЛЕСЕНКА» (СРЕДНЯЯ ГРУППА) Цель: Выявить и опытно-поисковым путем проверить формирование математических.

Конспект образовательной деятельности по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в мир времени» Цель: Создать условия для развития временных представлений игровыми способами (социо-игровыми подходами).

Особенности временных представлений у детей старшего возраста и методика их формирования Детям в дошкольном возрасте необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, чувствовать его длительность измерять время.

Статья «Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста» undefined:Актуальна ли тема : «Экономическое воспитание дошкольников»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии».
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 15:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии».» (включая файлы) размещена пользователем Коротеева Татьяна (УИ 32516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД