Анна Каплунова
Формирование у старших дошкольников с ТНР компонентов учебной деятельности посредством включения их в проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у старших дошкольников с ТНР компонентов учебной деятельности посредством включения их в проектную деятельность
А. С. Каплунова, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 33», город Новокузнецк
Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых, не делай ничего, что бы ни клонилось на пользу обществу
Марк Аврелий
Публикация «Формирование у старших дошкольников с ТНР компонентов учебной деятельности посредством включения их в проектную деятельность» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Одним из основополагающих принципов Федерального государственного образовательного стан-дарта (ФГОС) является реализация личностного потенциала ученика, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности. Важнейшей отли-чительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. [3] Для учащихся с ограничен-ными возможностями здоровья (ОВЗ) предметно-практическое обучение (системно - деятельностный под-ход) занимает центральное место. Деятельность выступает, как внешнее условие развития у обучающихся познавательных процессов. Следовательно, образовательная задача состоит в организации условий, прово-цирующих детское действие, которая сводится к тому, чтобы создать среду, позволяющую ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы орга-низовать и оборудовать соответствующую образовательную среду.
Обновляющейся школе нужны такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки : исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся. [1]
Успешному формированию у старших дошкольников с ТНР компонентов учебной деятельности способствует включение их в особый вид деятельности – проектный, который рассматривается как со-ставляющий компонент всего целостного образовательного процесса. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Проектная деятельность позволяет комплексно реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, са-модеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. [3]
Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельностный подход, который спо-собствует применению умений, знаний, полученных при изучении лексических тем на разных этапах обучения в процессе работы над проектом. [1]
Таким образом, метод проекта предполагает :
связь обучения с жизнью;
развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
развития умения адаптироваться к действительности;
умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.
Эти умения позволяют обучающимся с ОВЗ легко адаптироваться в социуме. Метод проектов помогает научить дошкольников ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, ус-ваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т. е. учит учиться.
Какова роль проектной работы в формировании УУД? По мнению И. С. Сергеева, в ходе проект-ной деятельности формируются следующие умения :
рефлексивные (умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умения ставить вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи);
поисковые (исследовательские умения) – изобретать способ действия, привлекать знания из раз-личных областей; найти недостающую информацию или запросить эту информацию у учителя, экспер-та, консультанта; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы;
навыки оценочной деятельности (процедура оценивания должна быть организована учителем так, чтобы:
- ученик мог самостоятельно развиваться и вести исследование окружающего мира и себя, имея четкое представление, с какой целью он это делает;
- ученик имел четкие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней;
- ученик получал обратную связь, помогающую корректировать свои действия, направленные на достижение цели);
умения и навыки работы в сотрудничестве (коллективного планирования, взаимодействия с лю-бым партнером, взаимопомощи в группе, делового партнерского общения, умения корректировать ошибки);
коммуникативные умения (планировать, инициировать взаимодействия с взрослыми, вести дис-куссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс, навыки интервьюирования, устного оп-роса и т. д.);
презентационные умения (навыки монологической речи, уверенно держать себя во время высту-пления, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы).[5]
В настоящее время на логопедических занятиях уделяется большое внимание развитию слухового восприятия. Одной из форм организации слуховой деятельности в процессе развития слухового восприятия является групповое занятие различного вида. Для педагога коррекционной группы всегда актуален поиск таких методов обучения, которые способствуют развитию на занятиях познавательной активности дошкольников с ТНР, самостоятельности, навыков речевого общения учащихся, как с учителем, так и друг с другом. При коллективной работе дети сталкиваются с необходимостью пользоваться словесной речью.
Предметно–практическая деятельность в наибольшей степени отвечает характеру познавательной деятельности детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
Проекты в подготовительной группе – это проблематично, т. к. дети еще малы для проектирования. Но, всё же, это возможно.
Занятие по теме «Зимующие птицы» оптимально подходит для организации познавательного общения обучающихся с ОВЗ в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность дает возмож-ность дошкольникам более осознанно постигать окружающий мир.
На примере занятия-проекта окружающего мира по теме «Птицы» можно посмотреть, каким образом проектная деятельность способствует формированию у старших дошкольников УУД.
Тема занятия «Забота о зимующих птицах»
Групповой проект «Помощь зимующим птицам», рассчитанный на 4 часа (2 занятия+2 ч. вне-урочной деятельности)
Дидактические цели проекта :
Углубление знаний учащихся по теме «Птицы».
Формирование поисково-аналитических на-выков.
Активизация творческих способностей.
Формирование речевых навыков
Развитие навыков критического мышления.
Развитие у обучающихся интереса к пред-мету «Окружающий мир».
Задачи проекта :
формировать умения работать с информа-цией (сбор, систематизация, использование);
формировать умения самостоятельно и со-вместно планировать деятельность и сотрудниче-ство;
формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования ра-бочего времени;
формировать умения самостоятельно и со-вместно принимать решения;
корректировать звукопроизношение;
формировать навыки самостоятельной речи;
формировать у старших дошкольников пози-тивную самооценку, самоуважение, коммуника-тивную компетентность в сотрудничестве (уме-ние вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельно-сти);
воспитывать целеустремленность и настой-чивость.
Планируемые результаты:
1. В ходе выполнения проекта обучающиеся
Будут знать:
- основные виды зимующих птиц;
- значение птиц в жизни человека;
- опасности, подстерегающие птиц зимой;
- разновидности кормушек.
Будут уметь:
- выполнять частично-поисковую деятельность, анализировать её результаты,
- делать выводы;
- составлять с помощью учителя короткие связ-ные рассказы по материалам проведённой работы;
- работать в группах;
- пользоваться продуктами совместной проект-ной деятельности.
2. В ходе проектной деятельности у обучающихся будут развиваться следующие УУД:
Личностные:
- смыслообразование – ребята понимали, ради чего они выполняют ра-боту. Желание помочь птицам побуждало к их деятельности,
- нравственно-этическая ориентация – ребята понимали прак-тическую значимость своей работы.
Регулятивные:
- целеполагание – ре-бята соотносили извест-ное и неизвестное ими по теме и, исходя из этого, ставили перед собой учебную задачу,
- планирование – ре-бята составляли план и последовательность действий,
- оценка результатов работы – что усвоено, что еще нужно усвоить,
- саморегуляция – способность преодоле-вать трудности. Познавательные:
- информационный поиск, извлечение ин-формации в соответст-вии с целью чтения,
- осознанное по-строение речевого вы-сказывания,
- установление при-чинно-следственных связей,
- выдвижение гипо-тез.
Коммуникативные:
- планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстника-ми – определяли спосо-бы взаимодействия,
- владение монологи-ческой и диалогической формами речи.
Средства обучения: проектор, справочная литература
Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные лис-ты для оформления разделов проекта; клей, фломастеры, картонные коробки из-под сока, молока, пла-стиковые бутылки, коробки из-под конфет, веревка, корм для птиц, фотоаппарат.
Подготовительный этап.
Подготовительная работа учителя:
1. Подготовка информационного буклета для обучающихся и родителей.
2. Презентация и обозначение актуальности и значимости выбранной темы.
3. Оформление списка предлагаемых к использованию источников информации.
4. Формулирование проблемного и учебных вопросов. [2]
Основополагающий вопрос:
Нужна ли птицам наша помощь?
Проблемный вопрос:
Как живётся птицам зимой?
Учебные вопросы :
1. Какие птицы зимуют в нашем крае?
2. Чем питаются птицы зимой?
3. Какие опасности подстерегают птиц зимой?
4. Какая кормушка удобнее?
5. Какие птицы посещают «птичью столовую»?
Основной этап.
1. Мотивационная презентация:
1) постановка основополагающего вопроса;
2) деление на группы.
2. Работа в группах:
1) распределение ролей между членами группы, составление плана работы групп;
2) знакомство детей со списком возможных источников информации;
3) обсуждение и анализ собранной информации, консультация учителя по содержанию и пра-вилам оформления работы;
Заключительный этап.
1. Оформление работ, подготовка к защите.
2. Защита работ, оценивание, обобщение и подведение итогов.
3. Практическая часть: совместная с родителями экскурсия в природу, развешивание кормушек, наблюдение.
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях
работы над проектом.
№ Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Подготовка: выбор темы и содержания проекта, форми-рование творческих групп, оп-ределение форм выражения проектной деятельности. Слушают, уточняют информацию, обсуждают зада-ния, принимают общее реше-ние по теме, формируют твор-ческие группы. Выбирает тему проекта, предлагает учащимся. Прово-дит словарную работу. Объяс-няет цель, формирует положи-тельную мотивацию к деятель-ности, организует работу по формированию групп.
22. Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки ре-зультатов, формулировка во-просов, на которые нужно от-ветить, разработка заданий для творческих групп. Совместно с учителем-вырабатывают план действий (собрать информацию, осуще-ствляют постановку конкрет-ных задач, определяют средст-ва реализации проекта, уточ-няют источники информации, распределяют роли в группе. Разрабатывает задания, вопросы для поисковой дея-тельности, подбирает литера-туру, принимает участие в об-суждении вариантов по реали-зации проекта.
33. Информационно-операционный : сбор и уточне-ние информации, обсуждение различных гипотез, выбор оп-тимального варианта, уточне-ние плана деятельности. Работают с информаци-ей, выполняют исследование, строят речевые высказывания по опоре. Консультирует, коорди-нирует работу учащихся, сти-мулирует их деятельность. Го-товит опоры, шаблоны диало-гов.
44. Выполнение проекта. Работают над проектом и его оформлением. Консультирует, коорди-нирует работу учащихся, сти-мулирует их деятельность
55. Рефлексивно-оценочный:
оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, ана-лиз причин недостатков). Обсуждают полученные результаты, исправляют воз-можные недочёты, формули-руют выводы.
Докладывают о резуль-татах совместной деятельности (строят речевые высказывания по опоре). Наблюдает за деятель-ностью учащихся, принимает участие в обсуждении, помога-ет формулировать выводы.
Данный проект разрабатывался с целью развития интереса старших дошкольников к предмету «Окружающий мир» и формирования УУД.
Используя метод проектов на уроках окружающего мира, педагог имеет возможность формиро-вать ключевые компетенции учащихся : умение планировать, работать с информацией, оценивать ре-зультат, т. е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта дошколь-ники переосмысливают роль знаний в социальной практике.
Работа в проекте дает обучающимся с ОВЗ возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельно-сти. В ходе выполнения проекта обучающиеся учатся самостоятельно мыслить, находить и решать про-блемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и воз-можные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Для учителя, момент презентации - это анализ деятельности подопечных (как проявляли само-стоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений, какие новые для себя знания открыли, как общались, а для обучающегося – выход на предъявление роста своей компетентности и самоанализ : все ли получилось, что я или мы задумали. Таким образом, настоящим результатом работы над проек-том, кроме конкретного продукта, является:
Ход мыслительной деятельности детей;
собранная ими информация;
приобретенные ими знания;
появившиеся или отвергнутые варианты решения проблемы;
найденный конструктивный замысел.
В процессе практической деятельности, организованной на коллективных началах, создаются мотивированные условия для реализации потребности слабослышащих детей в общении.
Собственная исследовательская практика расширяет кругозор школьника, позволяет освоить ме-ханизм самостоятельного получения новых знаний. Основным же критерием выступает стремление и попытки использовать исследовательский метод не только в учебном процессе, но и в повседневной практике взаимодействия с миром. [3]
По результатам работы учащихся можно сделать вывод, что в ходе освоения детьми проектной деятельностью возрастает познавательный интерес к изучаемому предмету, формируются УУД.
Критериями выполненной работы стали:
Достигнут конечный результат.
Получено удовольствие от самой деятельности.
Дошкольники с ТНР используют речь, как инструмент мышления.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другим коллективом.
Литература.
1. Борисова, Т. Г. Технология проектного обучения / Т. Г. Борисова // Образование в современной школе. -2011.-№5.-С. 24-29.
2. Горячев А. В. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М. :Баласс, 2010. – С. 64 .
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [текст] / [ А. Г. Асмолов, Г. В. Бумеранская, И. А. Володарская и др. ] : под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.- С. 151 .
4. Сергеев В. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2008. – С. 80 .