Приложение МААМ

Формирование у старших дошкольников с ТНР компонентов учебной деятельности посредством включения их в проектную деятельность

Анна Каплунова
Формирование у старших дошкольников с ТНР компонентов учебной деятельности посредством включения их в проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование у старших дошкольников с ТНР компонентов учебной деятельности посредством включения их в проектную деятельность

А. С. Каплунова, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 33», город Новокузнецк

Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых, не делай ничего, что бы ни клонилось на пользу обществу

Марк Аврелий

Публикация «Формирование у старших дошкольников с ТНР компонентов учебной деятельности посредством включения их в проектную деятельность» размещена в разделах

Одним из основополагающих принципов Федерального государственного образовательного стан-дарта (ФГОС) является реализация личностного потенциала ученика, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности. Важнейшей отли-чительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. [3] Для учащихся с ограничен-ными возможностями здоровья (ОВЗ) предметно-практическое обучение (системно - деятельностный под-ход) занимает центральное место. Деятельность выступает, как внешнее условие развития у обучающихся познавательных процессов. Следовательно, образовательная задача состоит в организации условий, прово-цирующих детское действие, которая сводится к тому, чтобы создать среду, позволяющую ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы орга-низовать и оборудовать соответствующую образовательную среду.

Обновляющейся школе нужны такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки : исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся. [1]

Успешному формированию у старших дошкольников с ТНР компонентов учебной деятельности способствует включение их в особый вид деятельности – проектный, который рассматривается как со-ставляющий компонент всего целостного образовательного процесса. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Проектная деятельность позволяет комплексно реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, са-модеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. [3]

Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельностный подход, который спо-собствует применению умений, знаний, полученных при изучении лексических тем на разных этапах обучения в процессе работы над проектом. [1]

Таким образом, метод проекта предполагает :

связь обучения с жизнью;

развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

развития умения адаптироваться к действительности;

умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

Эти умения позволяют обучающимся с ОВЗ легко адаптироваться в социуме. Метод проектов помогает научить дошкольников ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, ус-ваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т. е. учит учиться.

Какова роль проектной работы в формировании УУД? По мнению И. С. Сергеева, в ходе проект-ной деятельности формируются следующие умения :

рефлексивные (умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умения ставить вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи);

поисковые (исследовательские умения) – изобретать способ действия, привлекать знания из раз-личных областей; найти недостающую информацию или запросить эту информацию у учителя, экспер-та, консультанта; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы;

навыки оценочной деятельности (процедура оценивания должна быть организована учителем так, чтобы:

- ученик мог самостоятельно развиваться и вести исследование окружающего мира и себя, имея четкое представление, с какой целью он это делает;

- ученик имел четкие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней;

- ученик получал обратную связь, помогающую корректировать свои действия, направленные на достижение цели);

умения и навыки работы в сотрудничестве (коллективного планирования, взаимодействия с лю-бым партнером, взаимопомощи в группе, делового партнерского общения, умения корректировать ошибки);

коммуникативные умения (планировать, инициировать взаимодействия с взрослыми, вести дис-куссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс, навыки интервьюирования, устного оп-роса и т. д.);

презентационные умения (навыки монологической речи, уверенно держать себя во время высту-пления, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы).[5]

В настоящее время на логопедических занятиях уделяется большое внимание развитию слухового восприятия. Одной из форм организации слуховой деятельности в процессе развития слухового восприятия является групповое занятие различного вида. Для педагога коррекционной группы всегда актуален поиск таких методов обучения, которые способствуют развитию на занятиях познавательной активности дошкольников с ТНР, самостоятельности, навыков речевого общения учащихся, как с учителем, так и друг с другом. При коллективной работе дети сталкиваются с необходимостью пользоваться словесной речью.

Предметно–практическая деятельность в наибольшей степени отвечает характеру познавательной деятельности детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

Проекты в подготовительной группе – это проблематично, т. к. дети еще малы для проектирования. Но, всё же, это возможно.

Занятие по теме «Зимующие птицы» оптимально подходит для организации познавательного общения обучающихся с ОВЗ в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность дает возмож-ность дошкольникам более осознанно постигать окружающий мир.

На примере занятия-проекта окружающего мира по теме «Птицы» можно посмотреть, каким образом проектная деятельность способствует формированию у старших дошкольников УУД.

Тема занятия «Забота о зимующих птицах»

Групповой проект «Помощь зимующим птицам», рассчитанный на 4 часа (2 занятия+2 ч. вне-урочной деятельности)

Дидактические цели проекта :

Углубление знаний учащихся по теме «Птицы».

Формирование поисково-аналитических на-выков.

Активизация творческих способностей.

Формирование речевых навыков

Развитие навыков критического мышления.

Развитие у обучающихся интереса к пред-мету «Окружающий мир».

Задачи проекта :

формировать умения работать с информа-цией (сбор, систематизация, использование);

формировать умения самостоятельно и со-вместно планировать деятельность и сотрудниче-ство;

формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования ра-бочего времени;

формировать умения самостоятельно и со-вместно принимать решения;

корректировать звукопроизношение;

формировать навыки самостоятельной речи;

формировать у старших дошкольников пози-тивную самооценку, самоуважение, коммуника-тивную компетентность в сотрудничестве (уме-ние вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельно-сти);

воспитывать целеустремленность и настой-чивость.

Планируемые результаты:

1. В ходе выполнения проекта обучающиеся

Будут знать:

- основные виды зимующих птиц;

- значение птиц в жизни человека;

- опасности, подстерегающие птиц зимой;

- разновидности кормушек.

Будут уметь:

- выполнять частично-поисковую деятельность, анализировать её результаты,

- делать выводы;

- составлять с помощью учителя короткие связ-ные рассказы по материалам проведённой работы;

- работать в группах;

- пользоваться продуктами совместной проект-ной деятельности.

2. В ходе проектной деятельности у обучающихся будут развиваться следующие УУД:

Личностные:

- смыслообразование – ребята понимали, ради чего они выполняют ра-боту. Желание помочь птицам побуждало к их деятельности,

- нравственно-этическая ориентация – ребята понимали прак-тическую значимость своей работы.

Регулятивные:

- целеполагание – ре-бята соотносили извест-ное и неизвестное ими по теме и, исходя из этого, ставили перед собой учебную задачу,

- планирование – ре-бята составляли план и последовательность действий,

- оценка результатов работы – что усвоено, что еще нужно усвоить,

- саморегуляция – способность преодоле-вать трудности. Познавательные:

- информационный поиск, извлечение ин-формации в соответст-вии с целью чтения,

- осознанное по-строение речевого вы-сказывания,

- установление при-чинно-следственных связей,

- выдвижение гипо-тез.

Коммуникативные:

- планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстника-ми – определяли спосо-бы взаимодействия,

- владение монологи-ческой и диалогической формами речи.

Средства обучения: проектор, справочная литература

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные лис-ты для оформления разделов проекта; клей, фломастеры, картонные коробки из-под сока, молока, пла-стиковые бутылки, коробки из-под конфет, веревка, корм для птиц, фотоаппарат.

Подготовительный этап.

Подготовительная работа учителя:

1. Подготовка информационного буклета для обучающихся и родителей.

2. Презентация и обозначение актуальности и значимости выбранной темы.

3. Оформление списка предлагаемых к использованию источников информации.

4. Формулирование проблемного и учебных вопросов. [2]

Основополагающий вопрос:

Нужна ли птицам наша помощь?

Проблемный вопрос:

Как живётся птицам зимой?

Учебные вопросы :

1. Какие птицы зимуют в нашем крае?

2. Чем питаются птицы зимой?

3. Какие опасности подстерегают птиц зимой?

4. Какая кормушка удобнее?

5. Какие птицы посещают «птичью столовую»?

Основной этап.

1. Мотивационная презентация:

1) постановка основополагающего вопроса;

2) деление на группы.

2. Работа в группах:

1) распределение ролей между членами группы, составление плана работы групп;

2) знакомство детей со списком возможных источников информации;

3) обсуждение и анализ собранной информации, консультация учителя по содержанию и пра-вилам оформления работы;

Заключительный этап.

1. Оформление работ, подготовка к защите.

2. Защита работ, оценивание, обобщение и подведение итогов.

3. Практическая часть: совместная с родителями экскурсия в природу, развешивание кормушек, наблюдение.

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях

работы над проектом.

№ Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя

1. Подготовка: выбор темы и содержания проекта, форми-рование творческих групп, оп-ределение форм выражения проектной деятельности. Слушают, уточняют информацию, обсуждают зада-ния, принимают общее реше-ние по теме, формируют твор-ческие группы. Выбирает тему проекта, предлагает учащимся. Прово-дит словарную работу. Объяс-няет цель, формирует положи-тельную мотивацию к деятель-ности, организует работу по формированию групп.

22. Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки ре-зультатов, формулировка во-просов, на которые нужно от-ветить, разработка заданий для творческих групп. Совместно с учителем-вырабатывают план действий (собрать информацию, осуще-ствляют постановку конкрет-ных задач, определяют средст-ва реализации проекта, уточ-няют источники информации, распределяют роли в группе. Разрабатывает задания, вопросы для поисковой дея-тельности, подбирает литера-туру, принимает участие в об-суждении вариантов по реали-зации проекта.

33. Информационно-операционный : сбор и уточне-ние информации, обсуждение различных гипотез, выбор оп-тимального варианта, уточне-ние плана деятельности. Работают с информаци-ей, выполняют исследование, строят речевые высказывания по опоре. Консультирует, коорди-нирует работу учащихся, сти-мулирует их деятельность. Го-товит опоры, шаблоны диало-гов.

44. Выполнение проекта. Работают над проектом и его оформлением. Консультирует, коорди-нирует работу учащихся, сти-мулирует их деятельность

55. Рефлексивно-оценочный:

оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, ана-лиз причин недостатков). Обсуждают полученные результаты, исправляют воз-можные недочёты, формули-руют выводы.

Докладывают о резуль-татах совместной деятельности (строят речевые высказывания по опоре). Наблюдает за деятель-ностью учащихся, принимает участие в обсуждении, помога-ет формулировать выводы.

Данный проект разрабатывался с целью развития интереса старших дошкольников к предмету «Окружающий мир» и формирования УУД.

Используя метод проектов на уроках окружающего мира, педагог имеет возможность формиро-вать ключевые компетенции учащихся : умение планировать, работать с информацией, оценивать ре-зультат, т. е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта дошколь-ники переосмысливают роль знаний в социальной практике.

Работа в проекте дает обучающимся с ОВЗ возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельно-сти. В ходе выполнения проекта обучающиеся учатся самостоятельно мыслить, находить и решать про-блемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и воз-можные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Для учителя, момент презентации - это анализ деятельности подопечных (как проявляли само-стоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений, какие новые для себя знания открыли, как общались, а для обучающегося – выход на предъявление роста своей компетентности и самоанализ : все ли получилось, что я или мы задумали. Таким образом, настоящим результатом работы над проек-том, кроме конкретного продукта, является:

Ход мыслительной деятельности детей;

собранная ими информация;

приобретенные ими знания;

появившиеся или отвергнутые варианты решения проблемы;

найденный конструктивный замысел.

В процессе практической деятельности, организованной на коллективных началах, создаются мотивированные условия для реализации потребности слабослышащих детей в общении.

Собственная исследовательская практика расширяет кругозор школьника, позволяет освоить ме-ханизм самостоятельного получения новых знаний. Основным же критерием выступает стремление и попытки использовать исследовательский метод не только в учебном процессе, но и в повседневной практике взаимодействия с миром. [3]

По результатам работы учащихся можно сделать вывод, что в ходе освоения детьми проектной деятельностью возрастает познавательный интерес к изучаемому предмету, формируются УУД.

Критериями выполненной работы стали:

Достигнут конечный результат.

Получено удовольствие от самой деятельности.

Дошкольники с ТНР используют речь, как инструмент мышления.

Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

Результат проекта может быть использован другим коллективом.

Литература.

1. Борисова, Т. Г. Технология проектного обучения / Т. Г. Борисова // Образование в современной школе. -2011.-№5.-С. 24-29.

2. Горячев А. В. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М. :Баласс, 2010. – С. 64 .

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [текст] / [ А. Г. Асмолов, Г. В. Бумеранская, И. А. Володарская и др. ] : под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.- С. 151 .

4. Сергеев В. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2008. – С. 80 .

Публикации по теме:

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у старших дошкольников с ТНР компонентов учебной деятельности посредством включения их в проектную деятельность
Опубликовано: 17 июня 2021 в 10:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у старших дошкольников с ТНР компонентов учебной деятельности посредством включения их в проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Анна Каплунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД