Ольга Коваленко
Формирование у дошкольников понятий «добра» и «зла» в православной традиции посредством народной и авторской сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в трудное, но и благое время – время духовного возрождения нашего Отечества, и оно требует от нас особо бережного отношения к подрастающему поколению. Россия создавалась, укреплялась по духовным основаниям, прежде всего по Православным традициям, история нашего государства – это суть истории Православия. Игнорировать это означает только одно – говорить неправду, более того – воспитывать в неправде детей. Наши дети растут, не зная ни историю своей страны, ни ее духовных оснований, ни православных традиций. Но так растет трава в поле. Необходимо научить наших детей давать достойные ответы на лукавые вопросы безбожного мира. Православная культура как образовательная область и предмет дошкольного общеобразовательного цикла обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность дошкольника, знакомит его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями. В педагогической среде укрепляется мнение о том, что изучение православной культуры может послужить действительной основой целостного воспитания и образования личности. И это радует. После почти вековых гонений настало время возврата к своим корням, время духовного возрождения.
Публикация «Формирование у дошкольников понятий „добра“ и „зла“ в православной традиции посредством народной и авторской сказки» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Дети – наше будущее, наша гордость, опора, старость. Сейчас они все как аленькие цветочки, а вот ягодками станут попозже. А какие плоды мы будем есть – сладкие или горькие, зависит от нас с вами. На протяжении многих лет бытует мнение социологов, что личность ребенка формируется в основном до 5 лет. А все, что происходит потом, уже «тонкая отделка», шлифовка её. И как важно в этот период заложить прочный фундамент. Говорить и учить добру, любви к ближнему, учить жить по основам православной культуры и познать красоту духовного мира. Порокам, страстям и злу учить не надо, часто при отсутствии духовного мира они возникают сами по себе. И если в начале их зарождения не бороться, не пресекать, то они легко становятся привычкой и пагубно будут воздействовать на весь образ жизни ребенка.
В настоящее время в детской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, доброго от злого, в неумении определить нравственные ценности жизни.
Несомненно воспитание ребенка начинается в семье. От того, какую жизненную позицию занимают родители, зависит очень многое. Конечно сложно после стольких лет безверия возрождать духовное начало, восстанавливать утраченные традиции. Но благодаря тому, что многое и основополагающее было сохранено, есть возможность, очень аккуратно, стараясь не задеть ничьих чувств, осуществлять такую важную в воспитательном отношении работу в направлении духовно-нравственного развития с православным ориентированием и детей, и себя, и родителей.
Задачи православного воспитания состоят в том, чтобы пробудить в ребенке желание стать лучше, добрее, поддерживать это желание, развивать духовные потребности каждого ребенка путем его приобщения к православным ценностям. Суть православного воспитания – развитие способности отличать добро от зла и направлять свою волю в сторону добра. Уверенность в положительных результатах воспитания с элементами православия исходит из анализа уровня предшествующего российского образования, когда оно опиралось на традиционную духовную культуру России, где последствие добра и зла были очевидны : добро созидает, зло разрушает; добро любит, зло ненавидит; добро помогает, зло топит; добро побеждает добром, зло силой; добро радостно, зло хмурится; добро красиво, зло уродливо; добро мирно, зло враждебно; добро спокойно, зло раздражается; добро миролюбиво, зло агрессивно; добро прощает, зло злопамятно; добро свято, зло гнусно.
Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременное: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом в православной традиции. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.
«Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству» – писал Е. Н. Трубецкой.
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Но необходимо понимать, что «Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели». В. А. Сухомлинский.