Лидия Фёдорова
Консультация для родителей «Значение сказки в народной традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
Значение сказки в народной традиции.
Самым первым произведением, с которым знакомиться ребенок является сказка. Но сказки созданы не только для развлечения. Они дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, прощение, сострадание, мудрость и коварство. Если верить в себя, не отступать от своих принципов — все получится. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев
Публикация «Консультация для родителей „Значение сказки в народной традиции“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Рассматривая сказки в народной традиции, именно они являются повествованием и имеют в себе немало игровых элементов, перерастающие в театральное представление, а так же вовлекающие слушателей в игру.
Перед основным повествованием часто рассказывается так называемая присказка. В конце сказка заключается концовкой, которая выглядит как особая словесная формула. В процессе рассказа сказочник изображает голосом различных персонажей, подражает звукам природы, голосам животных и птиц, даже музыкальным инструментам. Поэтому сказки являются самым благодатным материалом для разыгрывания их детьми: с куклами в руках на сцене, на простом столе, за ширмой и просто детьми на сцене. Все это поможет детям открыть для себя мир традиционной сказки с особой, творческой стороны.
Наиболее интересной формой разыгрывания сказки, является спектакль с тряпичными куклами в руках. Тряпичная кукла изготавливается простейшим способом : кройка лоскутков без помощи ножниц, завязывание, скатка валиков, закрепление лоскутков, способствует развитию ловкости и точности тонких движений кисти. Создание совместно с ребенком куклы воспитывает у него вкус, чувство гармонии форм, цветовых соотношений, а так же знакомит с основными элементами строения национального костюма. Во многих сказках действуют животные, которые воспроизводят черты характера, внешний облик, поведение людей. Костюм для куклы- животного может создаваться из лоскутков, тем же приемом завязывания их на фигуре персонажа, с соблюдением традиционных пропорций и цветовой гаммы. Создание костюма без сшивания его деталей дает возможность самым маленьким детям пережить радость рождения образа сказочного персонажа в собственных руках.
К традиционным сказкам можно отнести:
- Юмористические диалоги
- Присказки, «докучные сказки»
- Прибаутки, концовки
Диалоги юмористических персонажей можно разыгрывать по ролям, держа в руках тряпичные куклы, что очень помогает малышам раскрепоститься, лучше почувствовать комизм ситуации, ярче передать свои роли.
Например такие как : «Пирог вкусный был», «Кисонька Мурысонька», «Лоб в муке, ворота в тесте», «Федул! Чего губы надул?», «Тит иди молотить!», «Медведя поймал!».
«Кисонька Мурысонька»
— Кисонька – Мурысонька,
Где была?
— На мельнице.
— Кисонька – Мурысонька,
-Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька – Мурысонька,
-Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-Мурысонька,
— С кем ела?
— Одна!
— Не ешь одна! Не ешь одна! (Погрозить пальцем)
«Медведя поймал»
— Я медведя поймал!
— Так веди его сюда!
— Не идёт.
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!
Присказки или «сказки без конца»
«Про белого бычка», «Жили были баран да овца», «Жил был царь», «Жила была бабушка на краю сельца» и т. д.
«Жил был царь»
Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу - мочало;
не сказать ли сказку сначала?
«Задумал журавль жениться»
Слушайте, послушайте!
Расскажу вам сказочку –
Хорошую – прехорошую,
Длинную – длинную,
Интересную – преинтересную!
Жил – был журавль.
Задумал он жениться
На прекрасной на девице, на цапле.
Пошёл свататься.
Вот идёт он по болоту – ноги вязнут.
Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет;
Хвост вытащит – ноги увязнут;
Ноги вытащит – хвост увязнет;
Хвост вытащит – ноги увязнут;
Ноги вытащит – хвост увязнет.
Хороша ли моя сказочка?
Прибаутки, концовки.
Сказка вся, боле сказывать нельзя!
***
Сказке конец, а кто слушал – молодец.
Да надо бы каждому молодцу по свежему огурцу.
Да вот беда:
Пока вы сказки слушали
Зайцы в огороде все огурцы скушали!
***
Бабушка Ненила
Рыбку ловила.
Поймала карася
Вот и сказка вся.
Рассматривая вопрос о традиционном использовании сказки в воспитании детей можно сделать следующий вывод: сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом.