Ольга Мишанина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о природе и бережном отношении к ней
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте происходит становление отношений ребенка с другими детьми, взрослыми, с окружающей природой, идет процесс его социализации. Формируется внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям, возрастает осознание своего «я» и значение своих поступков. У старшего дошкольника появляется круг элементарных обязанностей, он способен уже самостоятельно выполнять ряд указаний взрослых, возникает необходимость почувствовать признание окружающих. С этих позиций крайне важно рассмотреть экологические аспекты этого процесса, сформировать у ребенка именно в этом возрасте основы экологической безопасности, экологически грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к природе, к себе самому и людям.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о природе и бережном отношении к ней» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации.
Сформулирован комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпа-тии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
Как и в целом в системе непрерывного экологического образования, на дошкольной ступени экология должна рассматриваться, прежде всего, как наука о живых организмах и их связях друг с другом и окружающей средой. Согласно Н. М. Черновой, в исследовании выделено три основных направления: биоэкология (классическая экология, социальная экология (в том числе и экология человека) и прикладная экология (охрана природы, которые отражены на доступном уровне понимания в содержании экологического образования дошкольников как ступени непрерывной системы экологического образования.
Классическая экология (биоэкология) : живая и неживая природа; особенности живых организмов, их разнообразие, распространение; связь внешнего вида, строения (для животных — и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, приспособленность к этой среде; разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная); место обитания животных, растений; сообщества (экосистемы, их разнообразие, тесная связь компонентов; самоценность и универсальное значение природы (эстетическая, познавательная, оздоровительная и т. п.)
Социальная экология: люди и окружающая среда; природа вокруг меня; как я использую природные ресурсы; как я влияю на природу; мое здоровье и окружающая среда; моя экологическая безопасность; что случится со мной, если я буду неграмотно относиться к природе; что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей меня среды.
Прикладная экология: как нужно вести себя в природе; почему нужно к ней бережно относиться; как экономить природные ресурсы; почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране; почему на Земле должны жить все живые организмы; что такое заповедники; для чего созданы Красные книги; знакомство с охраняемыми растениями, животными своего края; знакомство с некоторыми прямыми и косвенными причинами сокращения их численности и условиями, необходимыми для сохранения; формулирование (но не запоминание) правил поведения в природе; участие в посильных природоохранных акциях совместно со взрослыми (посадка растений, уборка мусора и т. п.).
Ознакомление дошкольников с природой происходит в учебной и повседневной деятельности. Учебная деятельность организуется в форме занятий, экскурсий и целевых прогулок. Занятие – это обязательная форма обучения со всем коллективом детей в строго определенное время, на котором решаются намеченные задачи.
Экологические праздники дают положительный эмоциональный отклик на «природное» содержание. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной скульптуре, весеннему возрождению природы.
Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в детском саду его сотрудниками и детьми (возможно участие родителей). Акции приурочены, как правило, к каким-либо датам, событиям.
Повседневная деятельность включает в себя прогулки, дежурство (самостоятельная форма) и совместная (с воспитателем) деятельность в уголке природы.
В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация презентаций, кинофильмов, практические (игровой метод, труд, элементарные опыты, словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы).
Наглядный метод включает в себя наблюдение
Наблюдениям детей стараемся придавать активный характер — учим по возможности не только смотреть, а видеть все подробности; понять, почему происходит то или иное явление. Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если мы научим их слышать природу в произведениях художественной литературы и народного творчества. Поэтому при проведении наблюдений стараемся использовать художественное слово: стихи, малые формы фольклора, чтение отрывков из художественных произведений (А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Майков «Осень»). Также знакомим детей с народными мудростями: приметами, загадками, легендами, хороводными песнями, пословицами, поговорками. Рассматриваем репродукции картин, книжные иллюстрации с изображением пейзажей. Стараемся давать детям целевую установку для наблюдения: сначала мы рассмотрим предметы, затем зарисуем, а позже можно придумать рассказ.
На прогулках, рассматривая с детьми деревья, которые растут в нашем краю (клен, береза, рябина, дуб, сосна, тополь, обращаем внимание на листья, их расцветку, форму, собираем красивый букет из осенних листьев. А в группе мы рисуем наши листочки, как мы их представляем : на ветке дерева или в полёте над землёй. Приучаем детей высказывать собственные впечатления, придумывать мини-рассказы «О чём нам может рассказать лист.»На прогулках беседуем с детьми о том, как растения готовятся к зиме: формируем у детей представления о состоянии растений осенью, даем знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений, о способах распространения семян. Проводим несложные опыты «Летающие семена», «Ветер расселяет деревья по новым местам» с целью знакомства детей с ролью ветра в жизни растений. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.
Усвоенные знания в процессе наблюдения получают своё дальнейшее развитие в деятельности детей : в продуктивной (рисовании, лепке, аппликации); в игровой: «Найди дерево по описанию», «Скажи наоборот», «С какой ветки детки?», «Лото», «Придумай загадку об осени», «Определи с какого дерева плод». Большое внимание придаё м беседам с детьми о птицах: «Какие птицы остаются с нами?», «Птицы — наши друзья!», «За что мы можем сказать им спасибо?» Рассказываем детям о том, что птицам посвящены стихи и загадки, сказки. Вспоминаем сказки «Гуси-лебеди», «Лягушка-путешественница», «Дюймовочка» и др. Во времянаблюдений стараемся применять меткие народные мудрости: потешки, сказки,легенды, хороводные песни, заклички, пословицы, поговорки, приметы, например, «Вороны каркают стаей — к морозу» и др. В своей работе мы используем произведения таких авторов как В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Чарушина, Э. Шима, Г. Скребицкого. Эти произведения дают точные сведения об окружающей природе и написаны доступным, увлекательным языком. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Рыбий дом», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в природе.
В работе с детьми педагоги используют разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрирование, загадывание загадок). Важная роль принадлежит сказкам, которые дети составляют сами.
Заполнение календаря природы-еще одно дело повседневной жизни,которое сочетается с наблюдением. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимостьо от внешних условий жизни.
Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке или на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой.
Большую роль в формировании у дошкольников экологических представлений играют дидактические игры. Мы используем в своей работе развивающие игры, с помощью которые формируются умения выделять существенные признаки предметов «Отгадай-ка», «Что предмет расскажет о себе?». Игры для развития у детей умения сравнивать, составлять, замечать, делать правильное умозаключение «Похож – непохож», «Что лишнее», «Что изменилось», «Чьи следы?». Игры, которые развивают умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам «Кому что нужно?», «Назови одним словом», Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления «Летает-не летает», «Испорченный телефон», «Несуществующее животное (растение).» В группах имеются картотеки экологических игр, в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Изготовление материала в работе по воспитанию экологической культуры детей помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе занятий и повседневной деятельности.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Овцы и волки» и т. д.
Творческие игры. В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе, при этом у них формируется положительное отношение к труду.
Сюжетно ролевые игры-с игрушками которые изображают обьекты природы, конкретных животных или растений.
В уголках природы имеется детская художественная литература, энциклопедии для детей, журналы про животных, сюжетные картинки экологического содержания, которая постоянно пополняется. Дети с воспитателями изготавливают самодельные экологические книги, содержанием которых входят иллюстрации о различных явлениях природы, рассказы и сказки о природе
.Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети проверяют в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности. При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуги и др. при помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений.
Согласно программе по экологическому воспитанию Николаевой С., дети старшего дошкольного возраста должны иметь представления о чистоте воздуха, рек, озер и морей, земли, лесов, которые являются богатством нашей страны и людей живущих в ней. Так же старшие дошкольники должны иметь представление о том, как человек использует природные ресурсы для хозяйственной деятельности. Важно, по мнению Николаевой С., дать детям представление о том, что хозяйственная деятельность человека часто очень отрицательно сказывается на состоянии природы в целом и отдельных ее объектов в частности. Автор подчеркивает, что в процессе экологического воспитания важна сформированность отношения детей как объектам живой природы, так и к объектам рукотворного мира человека, ведь он чаще всего создается из природных ресурсов. Ребенок с развитой экологической культурой так же знает способы охраны природы, предотвращения природных бедствий.
Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, педагоги детского сада понимают, что только в сотрудничестве, взаимопонимании, контакте, содружестве с родителями возможно полноценное, положительное формирование у ребенка начал экологической культуры. Работа с родителями ведётся постепенно, непрерывно, большое внимание уделяют совместной деятельности детей и взрослых. В связи с этим, нами, разрабатываются рекомендации, направленные на создание условий приобщения детей к природе в семье, привлекаем родителей к совместным конкурсам, выставкам, изготовлению поделок, книжек-малышек, созданию коллекций, гербариев, пополнение библиотеки.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что на воспитателях детского сада лежит большая ответственность за воспитание экологической культуры старших дошкольников.