Татьяна Кузянина
Консультация для родителей «Формирование представлений о профессиях взрослых у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Формирование представлений об отдельных профессиях взрослых у детей среднего возраста»
Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 г», трудовое воспитание и профессиональное самоопределение направлено :
Публикация «Консультация для родителей „Формирование представлений о профессиях взрослых у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
- Воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям.
-Формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
- Развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл своих действий.
- Содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Учитывая эти критерии, работа по ознакомлению с трудом взрослых выходит на первый план и имеет большое значение в трудовом воспитании дошкольников.
Знакомство с трудом взрослых начинается с раннего возраста, когда взрослые расширяют социальный круг общения маленького ребенка. Например: малыш гуляя с мамой, видит, как мимо проезжают разные машины. Одни- везут людей, другие- грузы; одни- чистят дорогу, а другие, включив сирены, куда- то спешат.
У ребенка появляется интерес: Как это двигается? Кто управляет этими машинами? И взрослые в простейшей форме рассказывают о такой замечательной профессии, как водитель (шофер). Поэтому в этом возрасте родители ребенка первыми дают начальные представления о труде взрослых и элементарных трудовых действиях.
В детском саду дети проводят много времени, поэтому очень важно, чтобы дети знали о нем, как можно больше полезного и интересного. Каждый день ребят в нашем садике встречают взрослые, которые стараются, чтобы детям было уютно и весело. Ценность и значимость знакомства детей с профессиями детского сада заключается в том, что дети приобретают коммуникативные навыки, положительное отношение к труду и уважительное отношение к труду сотрудников детского сада.
В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых продолжается. Дети этого возраста уже более самостоятельные. У них больше развита наблюдательность и поэтому богаче представления о работе сотрудников детского сада. Мы знакомимся с трудом воспитателя, музыкального руководителя, прачки, повара, медсестры, электрика, дворника, а также доступными для понимания профессиями родителей (строитель, парикмахер, продавец, водитель, полицейский).
В сравнении с малышами, у детей 4-5 лет более совершенные трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни. Поэтому уделяется внимание формированию представлений о содержании и структуре процессов хозяйственно- трудового труда сотрудников в дошкольном учреждении (процессы, обеспечивающие поддержание чистоты и порядка в групповой комнате и на участке; сервировке столов, приготовление пищи, смена грязного белья и т. п.).
Рассказывая о труде врача или повара, музыкального руководителя или прачки, показывая его в конкретных видах деятельности, мы не только расширяем круг знаний, но связываем их усвоение с нравственными чувствами благодарности к труду этих сотрудников.
Знакомство с трудом взрослых помогает нам в решении такой задачи, как формирование у детей положительного отношения к различным видам труда, к потребности трудиться. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитываться с раннего детства.
В средней группе дети начинают дежурить по столам (сервировка столов под контролем воспитателя или няни)
, по уголку природы (с воспитателем, по занятиям. С начала года эти дежурства носят добровольный, непринудительный характер (дети выбираются по их желанию). Все дежурства проходят в системе и обязательно с оценкой трудовой деятельности детей. После нового года в группе вводится график дежурств, где все дети разбиваются на пары. Дети в этом возрасте более осознано подходят к выполнению различных трудовых поручений. Мы с удовольствием помогаем нашей няне: протираем пыль в игровых зонах, убираем игрушки на свои места, снимаем грязные полотенца, правильно расставляем стульчики.
Большой отклик тема знакомства с трудом отдельных профессий находит в сюжетно-ролевых играх. Дети с радостью играю в кафе
( ситуации: «Готовим вкусный обед», «День рождение», в больницу ( ситуации:
«У врача на приеме», «Вызываем врача для больного мишки», в детский сад (ситуации «На зарядку становись!», «Воспитатель показывает новую книжку», в магазин ( ситуации: «Покупка продуктов для семьи», «Вежливый продавец», в автобус ( ситуации: «Едем в деревню», «Путешествие по городу»).
Для обогащения и закрепления знаний о труде взрослых мы используем следующие методы:
Рассматривание иллюстрации о профессиях
Наблюдения и экскурсии. Экскурсии проводятся по детскому саду. В гости с ребятами мы можем заглянуть к медсестре, на прачку, к музыкальному руководителю.
Понаблюдать как работает плотник, дворник, няня, инструктор по физической культуре.
А в старшем возрасте организуем поход в библиотеку, в пожарную часть.
Ситуативные беседы (по иллюстрациям, после наблюдения или экскурсии).
Чтение художественных произведений, рекомендованных программой: Б. Заходер «Портниха», «Строители», «Монтер», «Повара»; К. Чуковский «Айболит»; С. Баруздина «Кто построил дом»; Н. Найденова «Ольга Павловна», Я. Дягутите «Руки человека» и т. д.
Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок о труде.
Пальчиковые игры, которые дети в этом возрасте очень любят. Мы знаем, что движения пальцев и кистей рук имеют особое воздействие на развитие речи детей дошкольного возраста. Игры, имитирующие трудовую деятельность и работу различными инструментами, в простой игровой форме знакомят детей с профессиями и орудиями труда; помогают понять важность и необходимость каждой профессии.
Через положительные примеры и проблемные ситуации. Мы предлагаем детям побыть сегодня помощником воспитателя, медсестрой (последить за чистотой рук после умывания…
Побуждаем детей говорить слова приветствия для всех сотрудников, быть доброжелательными в общении, выражать благодарность за помощь.
Но без вашей помощи, уважаемые родители, продолжение этой работы невозможно. Константин Дмитриевич Ушинский писал «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд – лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека».
Наши дети только в начале пути, поэтому работу по ознакомлению с трудом взрослых следует продолжать. Расскажите детям о своих профессиях в вашей семье; раскройте содержание своего труда и подчеркните его значимость в нашем обществе. Поделитесь своими успехами, достижениями. Такие беседы поднимают авторитет родителей и побуждают детей к посильной помощи.
Изучать профессии можно с помощью настольных игр:
Домино «Профессии», «Подбери одежду», Лото «Профессии».
Читайте художественную литературу, акцентируя внимание на профессии главных героев. Используйте пословицы и поговорки о труде. Помогите ребенку понять их образный смысл. Помните, дети чутко воспринимают характер вашего отношения ко всему окружающему. И от вашей подачи информации, интонации голоса зависит заинтересованность ребенка к профессиям взрослых, воспитание положительного отношения к труду.