Байло Ирина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к подвижным играм с правилами
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что в дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательной работе с детьми. Ведь именно в подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к подвижным играм с правилами» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Цель–сформировать у старших дошкольников интерес и ценностное отношение к различным подвижным играм, которые необходимо знать в этом возрасте.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач.
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить уровень знаний подвижных игр у старших дошкольников и их умение и желание играть в подвижные игры.
3. Разработать способы обучения старших дошкольников, подвижным играм.
4. Оценить эффективность разработанных способов.
Разработанные мною способы формирования интереса у детей стершего дошкольного возраста к подвижным играм :
- Целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированная на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т. д).
- Более расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной методикой.
Теоретико-методическая база: исследования по проблеме организации и использования подвижных игр в ДОУ (Я. Степаненкова,В. А. Страновского, Е. А. Тимофеева и др.).
Методы, используемые в ходе работы
Теоретические:
- анализ педагогической литературы по теме исследования;
- интерпретация литературных источников;
- обобщение;
Эмпирические:
- наблюдение;
- беседа;
Этапы моей работы:
1. Изучение и обобщение учебной и научной психолого-педагогической литературы по проблеме обучения подвижным играм старших дошкольников.
2. Осуществление работы с целью выявления уровня знаний и умения играть в подвижные игры старших дошкольников.
3. Обобщение и интерпретация теоретического и практического опыта, выявление ценности проделанной работы, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей..
Одним из наиболее важных направлений деятельности воспитателя является не только формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, но формирование умения самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
Классификация подвижных игр.
Материал разделен по разделам
1. Игры на развитие быстроты
2. Игры на развитие силы
3. Игры на развитие выносливости
4. Игры на развитие быстроты:
Примеры подвижных игр.
Мышеловка
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно 1/3 играющих) образует круг – “мышеловку”. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.
Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя хлоп лети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными.
Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают тем самым размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.
Догони товарища!
Двое детей становятся один за другим на расстоянии 2-3 шагов у края площадки. По сигналу: “ Раз, два, три – беги! ” – стоящий впереди бежит на противоположную сторону площадки, где проведена черта, за которой ловить уже нельзя. Стоящий сзади должен поймать убегающего до того, как он достигнет черты. Если ловящий не поймает, они бегут еще раз, а если поймает, дети меняются ролями.
Хитрая лиса
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается “ дом лисы”. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится “хитрой лисой”. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса – не выдает ли она себя чем – нибудь.
Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) - сначала тихо, а затем громче:” Где ты, хитрая лиса? ” При этом все смотрят друг на друга.
Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят, хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит:” Я здесь! ”
Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.
После того как лиса поймала 2 – 3 детей, воспитатель говорит: “ В круг”. Играющие снова образуют круг, и игра повторяется.
Бездомный заяц
Среди играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.
Ключи
Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один из водящих. Он подходит к любому из играющих и спрашивает : “Где ключи? ” Тот отвечает: «Пойди к Сереже (называет имя одного из детей) постучи”. Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время пробежки.
Если водящий долго не сумеет занять кружки, он может крикнуть» Нашел ключи! ” – тогда все играющие должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей – нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.
Пустое место
Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:
Вокруг домика хожу
И в окошечко гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу.
После слова постучу, водящий останавливается, заглядывает в “окошко”, против которого остановился, и говорит: “ Тук, тук, тук”. Стоящий впереди спрашивает: “Кто пришел? ” Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: “ Зачем пришел? ” Водящий отвечает: “ Бежим вперегонки”, и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу играющих остается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.
Палочка – выручалочка
Играющие образуют круг. При помощи считалки выбирается водящий. Он становится у стены, закрывает глаза и считает до 10 – 20 (по договоренности). Около водящего лежит палочка – выручалочка. Пока водящий считает, остальные играющие прячутся. Закончив считать, водящий стучит палочкой и говорит: “ Палочка пришла, никого не нашла”. Кладет палочку и идет искать спрятавшихся. Найдя кого – либо, водящий бежит к палочке, стучит ею о стенку и кричит: “ Палочка - выручалочка, нашла Нину” (называет имя ребенка, которого увидел) .
Каждый спрятавшийся может выбрать удобный момент, чтобы выбежать, взять палочку и выручиться, т. е. стукнуть палочкой и сказать: “ Палочка - выручалочка, выручи меня”.
Когда все найдены, игра повторяется с новым водящим. Водит тот, кого нашли первым.
Кто скорей к своему флажку?
На одной стороне площадки проводят линию. На другой стороне, в 10 м от линии, ставят на подставках флажки. Дети (4 – 5) с обручем в левой руке
становятся на линии левым боком к флажкам, на расстоянии 1 м один от другого.
По сигналу воспитателя “ Приготовились! ” дети ставят обруч на землю по направлению к флажкам, придерживая его левой рукой; правую руку они держат наготове для удара по обручу.
Затем воспитатель говорит: “Раз, два, три – кати! ” – ударяя по ним правой ладонью или палочкой. Дети, первыми докатившие обручи, поднимают флажки над головой.
Выигрывает тот, кто первым поднимет флажок.
Два мороза
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома. Расстояние между домами – 25 – 30 шагов (12 – 15 м). Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям, - это – Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос. По сигналу воспитателя “ Начинайте! ” оба Мороза говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я Мороз – Красный нос,
Я Мороз – Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают Морозам:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова “мороз” все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз. Разморозить их могут не замороженные дети.
Перебежки повторяются 3 – 4 раза. После чего выбираются новые Морозы и игра возобновляется. В конце игры подытоживается, какая пара Морозов заморозила большее число играющих.
Эстафеты с обручами
Играющие делятся на две равные группы и встают один за другим в две колонны. Расстояние между колоннами 1.5 – 2 м. Перед колоннами проводится черта. На расстоянии 5 – 6 м от нее кладутся обручи по одному против каждой колонны.
По сигналу воспитателя “ Раз, два, три – беги” первые в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки ребенка, ставшего первым, и встают в конец колонны. Каждый последующий в колонне проделывает то же самое, и так до тех пор, пока первый ребенок не вернется на свое место.
Выигрывает та группа детей, которая сделает это раньше.
День и ночь
Игра заключается в том, что одна группа детей ловит другую поочередно. Участники игры делятся на две команды: “ День” и “Ночь”. Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посередине
проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраивается команды спиной друг к другу. Воспитатель говорит: “Приготовиться! ”, а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал “День”, то дети из команды “Ночь” бегут в свой дом, а дети из команды “День” поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих.
Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала. Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.
Эстафеты по кругу
Играющие делятся на четыре отряда. На площадке чертится круг. Его размер зависит от количества играющих, так как отряды выстраиваются по четырем радиусам.
Все стоят спиной к центру, у первого в руках флажок. По сигналу воспитателя дети с флажками бегут по кругу в одну сторону и, добежав до своего отряда, передают флажок следующему игроку, ставшему первым, а сами встают в конец колонны. То же самое проделывают все играющие.
Когда отряд закончит бег и выстроится в первоначальном порядке, ребенок, стоящий впереди, поднимает флажок вверх.
Выигрывает тот отряд, который сделает это первым.
Игры на развитие силы
Мячик кверху
Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: “Мячик кверху! ” Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: “Стой! ” Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.
Свечи ставить
В землю делают небольшую ямку, опускают в нее одним концом дощечку так, чтобы другой ее конец был приподнят над землей. В ямку на доску кладут мяч, водящий бьет ногой по выступающему концу доски, мяч летит вверх, играющие бегут за ним. Тот, кто мяч поймал или взял его первым с земли, идет к ямке, кладет его на доску и бьет по доске. Игра продолжается.
Подстенка
Дети (не более 4 человек) встают друг за другом, лицом к стенке. Первый игрок бросает мяч в стенку, стоящий за ним ловит. Поймав мяч, бросает его в стенку, а ловит первый игрок. Затем первый снова бросает мяч, но так, чтобы, отскочив от стены, он долетел до третьего игрока. Третий ловит его и бросает в стену, первый ловит мяч и снова бросает его так, чтобы, отскочив от стены, он перелетел через головы всех играющих и достиг четвертого игрока, который должен поймать мяч. После этого играющие меняются местами, первый встает последним, второй первым и т. д. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят роль водящего.
Перебрасывание мяча
Участники делятся на две группы, не более 10 человек в каждой, встают за линиями друг против друга на расстоянии от 3 до 5 м. По жребию право начать игру получает ребенок одной из групп. Он называет по имени одного из игроков и бросает ему мяч. Тот ловит и сразу же перебрасывает мяч игроку на противоположную сторону, назвав его по имени. Если играющий не поймал мяч, он выходит из игры, а право продолжать игру остается за командой, которая подавала мяч. Побеждает та команда, в которой осталось
больше игроков.
Зевака
Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1 – 2 упражнения с мячом.
Сторож
Все, кто принимает участие в игре, берут мячи, встают полукругом, и каждый свое место отмечает кружком. На расстоянии 3 – 6 м, в середине полукруга, лежит большой мяч, его охраняет сторож с полкой. Играющие по
очереди стараются сбить его своими мячами, а сторож палкой отбивает их мячи. Если отбитый сторожем мяч не докатился до игрока, он остается в поле. Играющий может мяч взять, но так, чтобы сторож его не осалил. Осаленный игрок становится сторожем.
Когда один из игроков собьет большой мяч, сторож быстро возвращает его на место. Но в это время играющие, чьи мячи лежат на кону, стараются их взять.
Мяч в стену
На расстоянии 1 – 2 м от стены проводят черту. Играющие встают в поле за чертой свободно, кому как удобно. Водящий встает у черты лицом к стене и бьет мячом в стену так, чтобы он перелетел за черту. В поле его ловит тот игрок, которому это удобнее. Поймавший мяч перебрасывает его водящему. Если водящий поймает его, то уходит играть в поле, а на место идет тот, кто перебрасывал мяч. Если же брошенный мяч водящий не поймает, то остается у стены водить.
Игры на развитие выносливости
Зайцы и волк
За “ кустами” и “ деревьями” прячутся “зайцы”. На противоположной стороне живет “волк”. Пока он находится в своем “логове”, зайцы выбегают на полянку, прыгают, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет! ” – зайцы убегают (прыгают на двух ногах) и прячутся за кусты. Волк пытается догнать их.
С кочки на кочку
На площадке нужно начертить небольшие кружки, диаметр которых 30-35 см. Расстояние между кружками примерно 25-30см. Это “кочки “ на “болоте”, по которым ребенок должен перебраться на другую сторону. Выигрывает тот, кто быстрее переберется.
Кто скорее снимет ленту
На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4 – 5 человек в каждой. На расстоянии 10 – 15 шагов напротив колонн протягивается веревка, высота которой на 10 – 15 см выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента.
По сигналу воспитателя:” Беги “ все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым считается выигравшим. Воспитатель снова вешает ленты на веревку; те кто был в колонне первым, становятся в конец колонны, а остальные подвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети. Игра кончается, когда все дети снимут ленты. После этого подсчитываются выигрыши в каждой команде.
В дальнейшем игру можно усложнить, поставив на пути бега препятствия: протянуть веревку на высоте 40 - 50 см, под которую нужно подлезать, не задев ее, или провести две линии на расстоянии 30 – 35 см, через которые надо перепрыгнуть.
Волк во рву
Посредине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80 – 100 см одна от другой – это “ров”. По краям площадки на расстоянии 1 – 2 шагов от ее границы очерчивается “ дом коз”. Из числа играющих выбирается “волк”, остальные изображают “коз”.
Все козы располагаются на одной стороне площадки (дом). Волк становится в ров.
По сигналу воспитателя “ волк во рву! ” козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать. Пойманных он отводит в угол рва. Затем воспитатель снова говорит: “Волк во рву”, козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.
После 3-4 перебежек все пойманные козы возвращаются в свой дом, и назначается другой волк (но не из числа пойманных) .
Удочка
Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их.
Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.
Охотник и зайцы
Из числа играющих выбирается “ охотник”, остальные – “ зайцы”. Они сидят в “ кустах” – за рейками, шнуром, укрепленным на высоте, доступной детям для перепрыгивания.
На расстоянии 3 – 4 м от кустов чертится круг – “ дом охотника”. Он получает 2 – 3 мяча диаметром 50 – 60 мм.
Игра начинается с того, что зайцы выпрыгивают из кустов и свободно бегают, прыгают.
По сигналу “Охотник” зайцы убегают, а охотник “ стреляет” в них, т. е. бросает мячами в одного, другого, третьего. … Те, в кого охотник попал мячом, отходит к домику охотника.
Ловишки с мячом
Площадка ограничивается линиями или флажками. В центр площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Выбирается водящий. Он становится в центр круга. У его ног лежат 2 – 3 небольших мяча (диаметром 6 – 8 см).
Водящий называет или проделывает ряд движений. Играющие выполняют эти движения по слову или по приказу. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга”, и играющие разбегаются в разные стороны. Водящий старается, не
сходя с места, попасть в убегающих мячами, бросая их поочередно. Дети, в которых водящий попал мячом, отходят в сторону.
Если игра проводится зимой на площадке, мячи можно заменить снежками.
Обучение детей непосредственно подвижной игровой деятельности.
В процессе обучения я выделила три этапа своей деятельности: начальный, формирующий, итоговый.
В начале своей работы, я обратила внимание на то, что дети не внимательно слушают объяснение, им не интересен сам процесс игры, также им не интересна сюжетно-подвижная игра. Непосредственно в процессе подвижной («Карусель», «Веселые ребята») игры дети толкают, дергают друг друга. Данные своих наблюдений я записала в виде таблицы:
Ф. И ребенка Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Критерием для оценки высокого уровня явилось:
а) начинает и прекращает игру по сигналу взрослого;
б) быстро и четко занимать места для начала игры;
в) играть честно без обмана;
г) во время игры не толкать товарищей, а легко коснуться рукой.
Средний уровень предполагает наличие:
а) не наталкиваться во время бега на других;
б) не убегать за границы площадки;
в) играть дружно.
При определении низкого уровня рассматриваются следующие критерии:
а) несоответствие между правилами и исполнением;
б) действия, движения вялы или наоборот слишком активны;
в) интерес к данной игре отсутствует или слабо выражен.
Далее данные этого этапа, я записала в процентном соотношении.
Низкий уровень : 12 детей 100%=25 человек
Х=12 детей
100*12/25=48%
Средний уровень: 10 детей 100%=25 детей
Х=10 детей
100*10/25=40%
Высокий уровень: 3 ребенка 100%= 25 детей
Х=3 ребенка
100*3/25=12%
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
48% 40% 12%
Таким образом, для всех детей данной группы подвижная игра в первоначальном варианте не приобрела характера двигательной активности, игровой деятельности даже в элементарном ее выражении.
И поэтому помимо цели, разучить с детьми, как можно больше новых подвижных игр, я поставила перед собой цель, научить детей играть друг с другом; получать удовольствие от подвижной игры, привести детей к пониманию правил игры и необходимости их выполнения. Перед собой я поставила следующие задачи.
Дети должны научиться:
-начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя;
-быстро и четко занимать места для начала игры;
-играть честно, без обмана; если был пойман или осален во время игры, ---быстро выходить на определенное место;
-во время ловли не ударять товарищей, не хватать за одежду, а легко касаться рукой;
-не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно натолкнулся — не обижаться;
-не убегать далеко за границы площадки; - если во время игры кто-то поскользнулся, упал — не смеяться над ним, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться;
-играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.
Чтобы у детей не возникли споры из-за того, кто будет водящим, ловишкой, кто начнет игру, нужно научить их простым народным считалкам, при помощи которых можно легко и быстро выбрать водящего. Дети быстро запоминают считалки и могут потом пользоваться ими самостоятельно.
Постепенно на занятиях по физической культуре, на прогулке, во время динамических пауз в группе; шаг за шагом, день за днем я решала поставленные перед собой задачи.
Мною были составлены и прочитаны доклады на педагогическом совете, консультация для родителей, памятка-сообщение для воспитателей. Также проведены различные досуги с использованием подвижных игр, спортивные праздники и развлечения.
В конце учебного года был проведен праздник с использованием подвижных игр, который послужил для меня итоговым. Здесь дети продемонстрировали согласование своих действий с игровыми правилами, (когда происходит решение игровой задачи).
Данные своих наблюдений я записала в виде таблицы:
Ф. И ребенка Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Критерием для оценки высокого уровня явилось:
а) начинает и прекращает игру по сигналу взрослого;
б) быстро и четко занимать места для начала игры;
в) играть честно без обмана;
г) во время игры не толкать товарищей, а легко коснуться рукой.
Средний уровень предполагает наличие:
а) не наталкиваться во время бега на других;
б) не убегать за границы площадки;
в) играть дружно.
При определении низкого уровня рассматриваются следующие критерии:
а) несоответствие между правилами и исполнением;
б) действия, движения вялы или наоборот слишком активны;
в) интерес к данной игре отсутствует или слабо выражен.
Далее данные этого этапа, я записала в процентном соотношении.
Низкий уровень :5 детей 100%=25 человек
Х=5 детей
100*5/25=25%
Средний уровень: 12детей 100%=25 детей
Х=12 детей
100*10/25=48%
Высокий уровень: 8 детей 100%= 25 детей
Х=8 детей
100*8/25=32%
сравнение Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Начальный этап 48% 40% 12%
Итоговый этап 20% 48% 32%
Обобщая итоги, можно отметить, что дети овладели не только знанием новых подвижных игр и их правилами, но и определенной техникой, приемами, умениями и навыками. Как видно из проведенной работы, дети с удовольствием включились в процесс обучения. Поэтому можно сделать вывод, что ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.