Вера Бурцева
Влияние фольклора на формирование ценностного отношения к здоровью в семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Это высказывание Гиппократа актуально во все времена.
Как формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развивать физические качества? Как заинтересовать родителей и детей уделять внимание своему здоровью? Как организовать сотрудничество с семьёй, приобщая к здоровому образу жизни?
Публикация «Влияние фольклора на формирование ценностного отношения к здоровью в семье» размещена в разделах
Ответ прост. Используя фольклор. Г. С. Виноградов говорил: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом… Это детский фольклор».
Использование фольклора в образовательной деятельности не только способствует повышению эффективности физкультурно-оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на динамику физической подготовленности, состояние здоровья дошкольников, позволяет формировать у детей интерес к систематическим занятиям физической культурой.
Необходимо отметить, что физическую культуру либо вообще не относят к сфере культуры, либо она занимает несущественное место. А ведь физическая культура включает в себя мотивы, знания, ценностные ориентации и предполагает их определённое развитие. Благодаря обычаям, традициям и обрядам формировалась, обогащалась физическая культура народов, её ценности передавались из поколения в поколение.
Фольклор применяется во всех образовательных областях. Он позволяет сделать процесс физического воспитания разнообразным, помогая найти оригинальные формы развития двигательно-творческой инициативы детей.
Фольклор – синтез поэтического слова и действия. Любое произведение устного народного творчества помогает удовлетворить естественные потребности детей в двигательной активности. Ритмичный бег, ходьба, прыжки, движения галопа в сочетании с потешками содействуют общему физическому и психическому развитию детей. Можно использовать прибаутки во время выполнения движений. Народная музыка является не только фоном, создающим эмоциональный настрой дошкольников, но и средством формирования умения выполнять движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером музыкального произведения. Сопровождая движения, музыка оказывает большое влияние на повышение качества их выполнения: ритмичность, чёткость, выразительность, плавность, координацию.
В связи с этим актуальной становится проблема построения системы работы, в которой элементы фольклора будут являться средством познания окружающего мира, приобщения ребёнка к народной поэзии, обычаям, будут способствовать развитию ценностного отношения к здоровью.
Как строится наша работа?
Включаем фольклор во все режимные моменты: во время утреннего приема детей, при проведении утренней гимнастики, во время приема пищи, при проведении коррекционной работы, на прогулке во время наблюдений, при проведении подвижных и спортивных игр, трудовых поручений. Так же, использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, при релаксации в минуты отдыха. Всё это позволяет формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту, а благоприятный климат способствует успешной социализации, формированию положительных нравственных качеств.
Особое значение мы придаём подвижным, хороводным играм. Через игры реализуется самодеятельность детей. Разработаны мероприятия, направленные на укрепление физического и психического здоровья детей через произведения устного народного творчества: «Путешествие по России», «Весенние забавы», «Фестиваль народных игр» и др. Проводим игры-забавы «Народные традиции» и познавательные развлечения «Капустные посиделки», «Кузьминки», «Рождественские гулянья» «Шутки, прибаутки, потехи» и др., драматизации «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Коза-дереза», «Снегурочка», викторины и конкурсы: «Там, на неведомых дорожках», «В гостях у сказки» «Сказочные эстафеты», «Фольклорные посиделки».
Работа Бюджетного учреждения по приобщению дошкольников к социокультурным нормам народов России поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием. Для этого предполагается глубокое изучение теории, программ, экспериментирование и поиск, создание пособий и методических рекомендаций, использование новых форм работы, игровых методов и приемов. Педагоги принимают активное участие в семинарах-практикумах «Сокровища народной мудрости», «Секреты здоровья», мастер-классах «Плетение мандалы», «Чудесные писанки», квестах «В поисках клада», «Секреты здоровья»,делятся опытом на «Неделе педагогического мастерства».
Систематическое использование малых фольклорных форм и художественного слова в образовательной деятельности сыграло так же немаловажную роль в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей.
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Поэтому мы стремимся подключать родителей к активному участию как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, используя разнообразные формы : информационно-аналитические (анкетирование, журнал обратной связи, доска благодарности, наглядно-информационные (уголки для родителей, сайт организации, буклеты, памятки, объявления, выставки детских работ, информационные стенды, выпуск стенгазет, познавательные (мастер-классы, нетрадиционные родительские собрания, открытые мероприятия, родительский клуб, досуговые (праздники, развлечения, акции).
Одной из самых традиционных, но эффективных форм взаимодействия с семьёй остаётся родительское собрание (общее и групповое). Собрания проводим в виде круглых столов, КВН, посиделок, открытых показов образовательной деятельности, вечера вопросов и ответов и др. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений и др. Работает родительский клуб, уделяющий внимание знакомству родителей с формами и методами использования устного народного творчества в работе с дошкольниками, родители становятся детьми и на практике овладевают педагогическими приёмами.
Повышаем педагогическую компетентность родителей через создание совместно с педагогами и детьми образовательных проектов «Чудесный мир народного творчества», «Народные традиции».
Доброй традицией стало проведение «Дня семьи», «Дня города», «Капустных посиделок». Родители совместно с детьми принимают участие в спортивных праздниках «Фестиваль игр народов Поволжья», «Зимние Олимпийские игры», «Богатыри земли русской». Ежегодно на неделе театра организовываем театрализованные постановки, привлекая родителей: сказки «Морозко», «Волшебный цветок», «Теремок», «Репка» По итогам таких мероприятий выпускаются газеты, листовки, делаются фоторепортажи.
Проводятся смотры-конкурсы рисунков, поделок и фотографий, создаются вернисажи «Этот чудный мир», «Здоровье – наше богатство». Родители не только проявляют себя как художники, принимая участие в создании рисунков, лэпбуков, стенгазет, диафильмов, но и как архитекторы, создавая макеты «Самара историческая», «Самара современная», «Самара будущего».
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в воспитательно-образовательном процессе позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.