Зульфия Алукаева
Формирование исследовательского интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование исследовательского интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерных технологий.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому поисково-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе с дошкольниками. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Возможность усвоения природоведческих знаний детьми дошкольного возраста обосновали в своих исследованиях С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева. А. М. Федорова. А. И. Иванова, Н. А. Рыжова и детские психологи А. В. Запорожец. Н. Н. Поддъяков.
Публикация «Формирование исследовательского интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерных технологий» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Исследовательская деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребёнка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.
Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, не заменяют её. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребёнка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.
Рациональное введение компьютерных технологий в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Используя такие технологии в совместной и самостоятельной детской деятельности мы прежде всего должны предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате такой деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Всё это создаёт вариативную образовательную информационную среду в ДОО.
Для успешной реализации исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе в нашей дошкольной организации применяется цифровая лаборатория «Наураша» в рамках дополнительного образования. Игра с персонажем Наурашей в стране Наурандии помогает в игровой форме объяснить детям свойства и явления, расширить детский кругозор. Главный герой – мальчик Наураша - маленький гений, ученый, исследователь и конструктор, ровесник детей, увлеченный желанием познавать мир. Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лабораториям, вместе с ним дети знакомятся с приборами для измерений и объектами – индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика. Маленькие испытатели знакомятся с некием добрым, почти одушевленным, прибором (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки, который обладает, как и они сами, разными способностями чувствовать окружающий мир. Наураша переносит игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проводят исследования множества природных явлений, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле). В игровой форме вместе с главным героем дети учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, меряются силой, узнают о пульсе, заглядывают в загадочный мир кислотности.
Наши занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества. Кроме того, обеспечивается развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определенной им самим, и активности, стимулируемой взрослым.
Такие занятия способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.
В своей работе я придерживаюсь следующей структуры эксперимента и особенностей экспериментирования в зависимости от возраста детей.
В каждом эксперименте выделяют следующие этапы:
1. этап - это осознание того, что хочешь узнать.
2. этап – это формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики экспериментирования.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчет об увиденном.
12. Формулирование выводов.
При такой организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, и я уже не навязываю своих советов и рекомендаций, а жду, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае сначала при помощи наводящих вопросов направляю действия детей, а не даю готовых решений.
Таким образом, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, составлять рассказ об увиденном, делать выводы.
Эффективность такого обучения заключается в том, что у дошкольника есть возможность самому исследовать и экспериментировать, тем самым поддерживается его любознательность и интерес, при всем при этом мы стараемся научить детей договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач.
И закончить свое выступление мне хочется словами В. А. Сухомлинского: «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».
Литература:
1.«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова – Санкт-Петербург 2008 г
2. Н. М. Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г
3. А. И. Шапиро «Секреты знакомых предметов» - Санкт-Петербург 2009 г
4. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/Е. А. Шутяева. – М. : издательство «Ювента», 2015.-76с.
5. Интернет источники - https://infourok.ru/razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-doshkolnikov-v-processe-opitnoeksperimentalnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-1686608.html