Татьяна Малых
Консультация «Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В наш век компьютерных технологий педагоги и родители понимают, что для развития ребенка чтение необходимо, но что же делать, чтобы вызвать интерес к чтению? Конечно, взрослый должен быть искренне заинтересован книгой, процессом чтения. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга,прочитанная совместно со взрослым объединяет.
Публикация «Консультация „Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В окружении ребенка должны быть книги, причем аккуратно, с любовью подобранные и расставленные. Ребенок видит, что взрослые уважительно относятся к книге и будет повторять эту манеру, даже еще полностью не понимая причины. Хорошо организовывать совместные походы в библиотеку. Важно сделать из этого значимое событие, рассказать при ребенке другим взрослым о посещении библиотеки – это оставит след в памяти.
Надолго запомнится и доставит много радости своя книжка, изготовленная сначала со взрослыми, а потом и самостоятельно!
Для того, чтобы вызвать интерес к чтению, важно подбирать книги с хорошими иллюстрациями,т. к. дети часть текста воспринимают через просмотр картинок. Важно иметь книги разного формата :от книжек-малышек до сборников, книжки-панорамы, книжки-раскладушки. С удовольствием дети листают журналы, это тоже неотъемлемая часть развития интереса к чтению-ребенок может выбрать то,что его заинтересовало, поделиться этим со взрослым, рассмотреть иллюстрации к произведениям и попросить прочитать их. Благодаря этому взрослый может понаблюдать, что именно из всего разнообразия заинтересовало ребенка - рассказ о животных, или о детях, или коротенькие стихотворения.
Прочитанное вместе - слова, сюжеты из произведений, характер,поведение героев хорошо превносить в жизнь, вспоминать об этом в разных ситуациях-иногда чтобы улыбнуться, иногда - чтобы сделать важный вывод.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-5лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе :
• формировать у детей интерес к книге,усидчивость, внимание при прослушивании литературных произведений;
• обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
• учитывать при отборе книг потребность ребёнка в фольклорных и поэтических произведениях;
• помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;
• помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
• поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
• тщательно подбирать иллюстрации к произведениям,формировать бережное отношение к книге.
Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть. При помощи постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с людьми. Часто хорошая книга и ее обсуждение позволяет объяснить ребенку те правила, которые он не мог или не хотел воспринять от родителей или от взрослых.
Любовь к чтению, привитая с детства, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Огромную роль здесь играет совместное чтение. Читать ребенку необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает семью.
Примерный список рекомендуемой литературы для детей раннего возраста :
"Радуга-дуга", стихи, сказки и потешки с иллюстрациями Васнецова
В. Сутеев "Сказки и картинки"
Русские сказки о животных ("Колобок". "Теремок", "Репка" и т. д.)
"Рифмы матушки Гусыни" в переводе К. Чуковского, С. Маршака
К. Чуковский "Сказки"
С. Маршак "Сказки, песни, загадки"
А. Барто "Игрушки", другие стихи для малышей
С. Михалков некоторые стихи
Д. Хармс "Стихи"
Ю. Мориц "Стихи"
В. Левин "Глупая лошадь"
А. С. Пушкин "Сказки"
И. Токмакова "Карусель"
Б. Поттер "Ухти-Тухти", "Флопси, Мопси и Ватный хвост"
Доктор Сьюз "Сказки"
К. Ушинский "Сказки"
Гаршин "Лягушка-путешественница"
Русский фольклор
Русские народные песенки, потешки.
«Ладушки, ладушки.», «Петушок, петушок.»,
«Большие ноги.», «Водичка, водичка.»,
«Баю-бай, баю-бай.», «Пошел кот под мосток.»
«Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота.».
Русские народные сказки.
"Золотое яичко"(«Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского);
«Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).
Произведения поэтов и писателей России:
Поэзия.
З. Александрова. «Прятки»;
А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»);
В. Берестов. «Курица с цыплятами»;
В. Жуковский. «Птичка»;
Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;
С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);
И. Токмакова. «Баиньки».
Проза.
Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);
Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»;
В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок».