МААМ-картинки

Доклад «Формирование положительного отношения детей дошкольного возраста к трудовой деятельности»

Юлия Рахманова
Доклад «Формирование положительного отношения детей дошкольного возраста к трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование положительного отношения детей дошкольного возраста к трудовой деятельности»

Вторая региональная конференция с международным участием

«ИСТИННЫЕ И МНИМЫЕ ЦЕННОСТИ: ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИИ ЛИЧНОСТИ»

Доклад на тему :

«Формирование положительного отношения детей дошкольного возраста к трудовой деятельности».

Автор:

Рахманова Юлия Сергеевна.

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУЦРР №28 «Огонек»

Бердск 2016

Публикация «Доклад „Формирование положительного отношения детей дошкольного возраста к трудовой деятельности“» размещена в разделах

«Лучшая форма наследства, оставляемого нами детям, не деньги, не вещи и даже не образование, если нам удалось воспитать в них безграничное трудолюбие, оно станет одним из важнейших условий их счастья.»

К. Д. Ушинский.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, приоткрывает всё новую красоту в окружающем мире, пробуждает гражданское чувство»

В. А. Сухомлинский

Актуальность этой темы заключается в том, что качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания. Наблюдая за детьми, я заметила, что у детей не сформировано правильное отношение к людям труда, они лишь неосознанно подражают людям разных профессий.

Макаренко А. С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными сентенциями невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Я готовлю своих детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Значит, я хочу, чтобы мои дети:

- понимали, что труд – работа, занимающая в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — и потому, что это им нравится, интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Таким образом, "доступность" знаний о труде взрослых — это не признак только лишь самой познаваемой предметной реальности, но следствие более или менее хорошей педагогической работы.

Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в следующих направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд.

В условиях ДОУ воспитание труда у детей начинается с 1-й младшей группы, где основой становятся формирование навыков самообслуживания, и продолжается до подготовительной группы.

Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах. Поручения в младшей группе являются ведущей формой организации труда.

В средней группе возрастает объём трудовых задач и в старших достигает максимума. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Именно в старшей группе закладывается основа трудовых умений детей. В подготовительной же группе сформированные навыки и умения совершенствуются.

Считаю, что работа по формированию и развитию трудовой деятельности детей должна быть неразрывно связана с творчеством и порывом, мастерски, педагогически точно направляемым взрослым, педагогом.

Не побоюсь утверждать, что труд детей дошкольного возраста является одним из важнейших средств воспитания. По моему мнению, процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

Изучая ФГОС ДО, следует отметить, что трудовому воспитанию уделяется особое внимание. Образовательная программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

При разработке системы по развитию трудовой деятельности детей мною использованы следующие принципы:

*Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

*систематичность

*последовательность

*комплексность

*обогащение основных способов развития трудовой деятельности специально сконструированными, рационально подобранными средствами и дидактическими материалами и вариативность их использования;

*обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Так же мною:

• создана предметно-развивающая среда;

• разработаны перспективное планирование с детьми по данной теме;

• составлен перспективный план по работе с родителями;

• подготовлены компьютерные презентации по данным темам; dou – 28.ru

• проведены консультации для родителей «Трудовое воспитание в семье» .

Трудовое воспитание у самых маленьких начинается с самообслуживания, с формирования потребности сделать для этого всё необходимое. В младшей группе я не только ставлю перед ребёнком конкретную цель, но и стараюсь сделать так, чтобы результат, который он достигает в самообслуживании был нагляден и понятен. Приложение №1

Очень рано дети начинают проявлять интерес к труду взрослых, копируя их действия, забрасывая меня вопросами: «Что ты делаешь? Для чего это нужно? Покажи, как это получается? А можно я попробую?». Дети стараются вникнуть в суть действий, стремятся помочь старшим.

Необходимо поддерживать и развивать интерес ребёнка к труду взрослых, организуя с этой целью целенаправленные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, чтение художественной литературы. На конкретных примерах важно подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, работу организую так, чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному влиянию, видах труда взрослых. Эти наблюдения провожу во время экскурсий к месту труда работников детского сада, а позднее в ходе экскурсий за пределы детского сада (экскурсии в музей)

Первые представления о труде взрослых дети до трёх лет получают наблюдения, как работает мама, бабушка, воспитатель, няня, медицинский работник, повар, шофёр.

Заботу помощника воспитателя дети чувствуют постоянно: она помогает им одеться, раздеться, кормит, моет посуду, окна, вытирает пол. Но малыши этого могут не замечать, если специально не обратить на это их внимание. Провожу занятие «Рассказ воспитателя о труде помощника воспитателя».

С самых первых дней пребывания детей в группе использую различные ситуации из жизни, чтобы полнее раскрыть характер и содержание труда обслуживающего персонала:

- Как чисто и красиво в нашей группе!

- Кто же так всё убрал? - Это наша няня – Елена Сергеевна убрала в группе.

- Ребята, давайте скажем ей: «Спасибо».

Важно, чтобы малыши поняли основной смысл этого вида труда – забота о детях.

При организации наблюдений за трудом взрослых я каждый раз продумываю приёмы, которые помогут сформировать положительное отношение к человеку- труженику. Приё мы эти разнообразны:

- общая беседа;

- подключение детей к деятельности взрослых;

- чтение тематического произведения.

Провожу занятия:

1. «Рассказ воспитателя о труде взрослых»

2. «Рассказ воспитателя о труде помощника воспитателя»

3. «Рассказ воспитателя о труде машиниста»

Читаю детям стихотворение «Мчится поезд», играем в дидактическую игру «Поезд».

Также в своей работе использую игры и упражнения. Приложение №2

Наблюдение за трудом взрослых по уборке участка организую со всей группой в течение года. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок на участке детского сада.

Во время прогулки обращаю внимание детей на то, чтобы они не ссорили на участке, показываю, куда надо бросать бумажки и другой сор.

Зимой также наблюдаем с детьми за расчисткой дорожек, за изготовлением ледяных построек, где непосредственное участие принимают родители.

Создавая предметно – развивающую среду, я заметила, что трудовая деятельность просматривается почти в каждой зоне. В уголке ряженья мы совместно с родителями сшили для детей фартуки, халат медсестры, форму парикмахера. В уголке природы у нас расположен инвентарь для ухода за огородом (лопатки, грабельки, лейки и т. д.) В библиотеке много литературы о труде и о профессиях. Также мною создан уголок ручного труда, в котором расположены : ножницы, клей, цветная бумага, пластилин, краски, альбомы, трафареты, готовые фигурки, а также разный бросовый материал, из которого дети, пофантазировав, могут сделать любую поделку.

Основная установка воспитательного процесса в младшей группе: мы учимся самостоятельности. Вместе с воспитателем и родителями малыши могут принять участие в работе взрослых: собирать урожай, высадить саженцы в клумбы, чистить снег, подметать. Важно, чтобы ребёнок получал удовольствие от самой работы, удовлетворение от её результатов. Уже с младшей группы нужно воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, вещам, книгам – ко всему тому, что создано руками человека. Приложение №3

В младшей группе начинается ознакомление с трудом родителей. Важно, чтобы каждый ребёнок имел представление о профессиях своих родителей, уважал их труд и помогал в домашних делах. Читаю стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине».

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

Важно, чтобы вся проведённая мною воспитательная работа дала те результаты, которые проявлялись бы в бережном отношении детей к земле и её богатствам, животному миру, ко всему народному достоянию.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Какими же средствами добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых?

Дети испытывают радость от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых.

Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, их отношение к труду. Но воспитывать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.

Необходимо создать надлежащие условия для труда малышей. В детском саду дети трудятся вместе. Надо и дома создать условия для совместной работы нескольких детей. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.

В детском саду имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.

В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Нередко в семьях имеет место художественный и технический труд (выпиливание, ремонт аппаратуры, конструирование и т. д.).

Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда видеть, как работают взрослые.

Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

В своей воспитательной работе я использовала разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

Большое значение в своей воспитательной работе я придаю знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.

В течение года мною были организованы экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, музей. Так, знакомя детей с трудом медицинской сестры, повара и прачки, использовали живые образы, подлинный пример труда взрослых.

1. Экскурсия в медицинский кабинет.

Дети узнали:

- в медицинском кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в медицинском кабинете. Там очень чисто, стерильно.

2. Беседа с медсестрой детского сада.

Дети узнали:

- чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.

- форма одежды медсестры : белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку. Приложение №4

1. Экскурсия в прачечную.

Дети узнали:

- в прачечной хранятся: чистое постельное бельё, чистые халаты младших воспитателей, чистые салфетки, чистые скатерти. Также там находятся стиральные машины, гладильные доски, сушилки. Приложение №5

2. Беседа с Натальей Михайловной из прачечной.

Дети узнали:

- чем она занимается: отмечает, стирает постельное белье, салфетки, скатерти, полотенца, затем гладит их и аккуратно раскладывает по полкам.

- форма Натальи Михайловны : белый халат.

Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

В течение года мы с детьми выращивали огород на окне. Сеяли, рыхлили, наблюдали, поливали. Мы выращивали как овощи, так и цветы. В дальнейшем некоторые овощи были высажены на улицу, в огород детского сада, за которым мы продолжали ухаживать. Дети с огромным удовольствием кушали огурчики, помидоры, лучок, морковь, которые вырастили сами. Приложение № 6

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда, в последнее время в большинстве садиков находиться в упадке. Это связанно как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки.

Список литературы:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина. -М. : "Педагогическое Общество России", 2000.- 128с.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. -М. : Просвещение,1974.-192с.

3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988.

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

5. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10.- с. 56-63.

6. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В,Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008.- 64с.

7. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

8. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. - Воронеж, 1996.

9. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. - 1978.-№10.- с. 64-69.

Приложение №2

Игры и упражнения

Игра «Мы пришли умыться»

Знаем, знаем, да, да, да

Где тут прячется вода

Выходи, водица,

Мы пришли умыться

Упражнение «Закатаем рукава»

Руки надо чисто мыть

Рукава нельзя мочить

Упражнение «Намылим руки»

Кирпичик розовый, душистый

Потрешь его и сразу чистый

Дидактическая игра «Расскажи Зайке, как собраться на прогулку» Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность

Дидактическая игра «Застегни пуговицу». Цели: Учить застегивать и расстегивать пуговицы Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого.

Дидактическая игра: «Шнуровка». Цель: Учить застегивать и расстегивать пуговицы. Воспитывать опрятность, самостоятельность.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Ребенок не может развиваться, не зная смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих.

Исследовательская деятельность как залог положительного развития детей дошкольного возраста Мастер-класс для педагогов ДОУ «Исследовательская деятельность – залог положительного развития детей дошкольного возраста» Тютьманова.

Доклад «Влияние сюжетно — ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Милэшкэй» Бугульминского муниципального района Республики.

Доклад по проектной деятельности «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Доклад по проектной деятельности «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Тема проекта Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с творчеством сахалинских писателей.

Конспект занятия по трудовой деятельности. Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с профессиями взрослых "Профессии разные нужны" Цель: закрепление представлений детей о профессиях взрослых. Задачи: Образовательные: 1) продолжать расширять знания.

Консультация «Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста» Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование.

Обобщение опыта работы «Формирование осознанного отношения к правилам на дороге детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд - «Визитная карточка» Здравствуйте уважаемая комиссия. Я воспитатель МБДОУ детский сад № 12 «Светлячок» Лаптева Айсель Матлабовна.

Обобщение педагогического опыта «Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом» Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом средствами информационно-коммуникационных технологий.

Опыт работы по теме «Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Актуальность данной проблемы Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком.

Воспитание у детей интереса и положительного отношения к труду Важным воспитательным средством в жизни ребёнка, является посильный труд, который удовлетворяет его потребности и интересы. Главной задачей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Формирование положительного отношения детей дошкольного возраста к трудовой деятельности»
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 17:07
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Формирование положительного отношения детей дошкольного возраста к трудовой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Рахманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД