Юлия Доброва
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе исторического развития неоднократно принимались попытки создания науки о здоровье, здоровом образе жизни. Работы И. И. Мечникова, П. Ф Лесгафта, Н. А. Семашко свидетельствуют о том, насколько прочный фундамент этой науки был заложен в нашей стране. И все же здание долгое время оставалось не достроенным. Проблема в том, что для большинства людей понятие «здоровье» ассоциируется с термином «медицина» и «здравоохранение», несмотря на то, что еще Гиппократ провозгласил формулу «Здоровый образ жизни – это недопущение болезней!» [1, с. 20].
Публикация «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2018
Наиболее емким следует признать определение Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. [2, с. 78].
Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М. И. Лисиной, В. А. Сластенина. Анализ работ В. А. Деркунской, Л. Г. Касьяновой, И. М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка проявляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности. [3 с. 7]
Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время на половину – от его образа жизни. Четко установлено, что 40% заболеваний взрослых истоками уходит в детский возраст, 5-7 лет. [4, с. 19]
Забота о здоровье становиться национальным проектом и важной задачей дошкольных образовательных учреждений, потому что развивать и обучать можно только здорового ребенка. Основы здорового образа жизни у детей определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдении режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и умении реализовывать их в поведении доступными для ребенка способами. [5, с. 4]
У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
- активно сохраняются психические процессы; заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети старшего возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживании. Прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре и т. д. [6, с. 32]
Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать при реализации работы по формированию здорового образа жизни через занятия, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Широко используется художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша – растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», а также народные песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка – муравка» и др. Беседа после прочитанной книги усугубляет ее воспитательное воздействие. Важное место занимают игры, моделирование различных ситуаций, психогимнастика, самомассаж, физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т. д. При проведении такой работы у дошкольников более осознанно формируются представления о здоровом образе жизни. Кроме, того особое место должно уделяться работе с родителями. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско – взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. [7, с. 23]
Колбанов В. В. рекомендует, при формировании здорового образа жизни демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки и исскуства. Таких моделей, к сожалению, ребенок не может найти ни в семье, ни в средствах массовой информации. Поэтому детский сад должен стать для ребенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья. [8, с. 63]
Таким образом, мы можем резюмировать, что положительное влияние при обучении здоровому образу жизни, у ребенка устанавливаются психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями, формируются положительные межличностные отношения в семье и детском коллективе, что позволяет решать вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.
Список литературы
1. Рыбак Е. В. Современные подходы к созданию здоровьесозидающего образования/ Информационно - методический журнал АОИППК РО «Северная Двина», Архангельск, 2001. - №3. - С. 20-24.
2. Шлат Н., Прадун И. Проектирование целостного здоровьесберегающего образовательного процесса в детском саду//Детский сад от А до Я. - 2013. - №1. - С. 78-85.
3. Касьянова Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. – Шадринск, 2004. 219 c. РГБ ОД, 61:05-13/438
4. Торохова Е. И. Валеология: словарь / У. И. Торохова. – М. : Флинта: Наука. - 1999.- 31 с.
5. Елжова Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс,2011. -215 с.
6. Здоровый дошкольник: социально – оздоровительная технология 21 века / сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. -164 с.
7. Маханева М. Новые подходы к организации физического воспитания детей /М. Махнева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 – 24.
8. Доронова Т. Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.