анна саенко
Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок не может развиваться, не зная смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать, «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Многие ученые (Н. М. Амосов, И. А. Аршавский, А. Г. Щедрина и др.). Главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует отметить, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе игровой деятельности в совместной с физической деятельностью, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.
Публикация «Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, для развития, как интеллектуальных способностей, так и практических навыков и умений. Однако следует подчеркнуть, что формирование у дошкольников знаний и умений должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, созданная взрослыми, станет для ребенка «его собственной» (Л. С. Выготский). Такой деятельностью являются игровая, совместная с физкультурной, направленные на формирование ценностного отношения детей к здоровью, а в области физического воспитания. На первый план выходит такой тип занятия, как физкультурно-познавательный.
Таким образом, в своей работе, мы используем перспективное планирование системы физкультурно-познавательных занятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью состоящее из трех серий:
Серия «Я – целый мир». Цель: развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи, формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма, формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.
Серия «Я и мир вокруг». Цель: формирование представлений об окружающей среде, ее влиянии на организм человека
Серия «Я в мире спорта». Цель: знакомство с историей развития спорта, видами спорта, приобщение к традициям большого спорта, выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности.
В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью мы используем комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивной деятельности : теннис, баскетбол, лапта, хоккей, ручной мяч, ходьба на лыжах, ритмические упражнения.
К специфическим средствам можно отнести авторские игры, игровые задания, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма; игры-путешествия, игровой самомассаж, игропластика, логоритмика, пальчиковая гимнастика, креативная гимнастика (включает нестандартные упражнения, задания и игры, направленные на развитие творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения, релаксационные упражнения, спонтанные танцы.
Основой методики проведения таких занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединены одним игровым сюжетом. Так, как именно в игре формируются эмоциональные переживания. Играя связующую роль между потребностью и поведением, эмоции побуждают ребенка к определенной деятельности, определяют этапы ее протекания.
Содержание физкультурно – познавательных занятий
Серия «Я – целый мир»
Цель: развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи, формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма, формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.
Срок Старшая группа
(5-6 лет) Подготовительная группа
(6-7 лет)
Тема, цель занятия Тема, цель занятия
1. 2. 3.
сентябрь «Настроение»
Развитие эмоциональной сферы, умения разбираться в эмоциональных состояниях «Человек»
Закрепить знания о том, кто такой человек. Закрепить знания об отличии живого и неживого. Познакомить с расовым и национальным отличием людей.
октябрь «Мы разные»
Закрепить знания об общих признаках отличия людей друг от друга: возраст, пол, профессия «Путешествие пирожка»
Закрепить знания о значении пищи в жизни человека. Формировать понятие «правильное питание»
ноябрь «Человек»
Дать представления о внутренних и наружных органах человека. Сформировать понятие об отличии живого и неживого (рост, питание, дыхание, размножение) Путешествие с принцем Кислородом»
Закрепить знания о системе дыхания у человека. Закрепить знания об охране органов дыхания.
декабрь «Полезные и вредные привычки»
Дать представления о полезных и вредных привычках для здоровья, основы профилактики заболеваний дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата
«Кровеносная система»
Дать знания о назначении сердца, о тренировке сердца. О роли спорта и физкультуры в тренировке сердечной мышцы.
1. 2. 3.
январь «Глазоград»
Дать представление о функциях и свойствах глаза. Познакомить со строением глаза. Разучить игровые упражнения с использованием методики В. Ф. Базарного. «Опора и двигатели нашего организма»
Дать знания о назначении мышц и скелета. Дать представления о тренировке мышц, о роли спорта и физкультуры в тренировке опорно-двигательного аппарата и формировании мышц
февраль «Слух и равновесие»
Познакомить со строением и функциями уха, правилами ухода. «Мозг»
Дать знания о назначении мозга и его роли в жизни человека. Дать представления о роли органов чувств в работе мозга. Познакомить со способами развития мозга.
март «Зубоград»
Закрепить знания о назначении зубов у человека, правила ухода. Закрепить знания о питании, о полезной и вредной пище. Ознакомить с ролью органов рта в формировании речи.
«Приключения в королевстве микробов»
Дать представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат, знания о том, что микроорганизмы бывают вредными и полезными, познакомиться с простейшими способами борьбы с болезнетворными бактериями
апрель «Кожа, волосы, ногти»
Закрепить знания о возможности и назначении кожи у человека и животных, правилах ухода и личной гигиены «Сон»
Закрепить знания о необходимости сна, о правилах подготовки к дневному и ночному сну.
май «Айболит»
Закрепить знания об охране своего организма от травм, простуд. Познакомить с правилами поведения во время болезни. «Будь здоров!»
Закрепить знания о возможных опасностях среди предметов быта, растений, грибов, животных, насекомых. Дать знания о приемах оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.
Серия «Я в мире спорта»
Цель: знакомство с историей развития спорта, видами спорта, приобщение к традициям большого спорта, выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности.
Срок Старшая и подготовительная группы
Тема, цель занятия
сентябрь «Первобытные люди»
Выяснить с детьми, какое главное отличие человека от животных, какие первоначальные спортивные навыки имелись у первобытного человека; развивать мелкую моторику пальцев, помочь вспомнить культурно-гигиенические требования, которые необходимо выполнять для того, чтобы жизнь была здоровой и долгой, учить предвидеть последствия лени и нечистоплотности
октябрь «В гости к эллинам»
Познакомить детей с зарождением Олимпийского движения, первых видах спорта: метание копья, диска, борьба, прыжки в длину, бег, езда на колесницах
ноябрь «Первые Олимпийские игры»
Познакомить детей с правилами, клятвой Олимпийских игр, сравнить виды спорта, входившие в программу Олимпийских игр с «Веселыми стартами», которые проводятся в детском саду, совершенствовать в соревновательной форме выполнение основных видов движений
декабрь «Кольца дружбы и другие символы Олимпийских игр»
Продолжить знакомить детей с идеалами Олимпийского движения, познакомить с континентами Земного шара и их древними обитателями, подарившими миру любимые всеми игры, с символикой Олимпийских игр.
январь «Виды спорта»
Познакомить с видами спорта, входящими в программы Олимпийских игр.
февраль «Зимняя олимпиада»
Познакомить детей с видами спорта, входящими в программу «Зимней олимпиады», лыжные гонки, биатлон, бобслей, фигурное катание
март «Спортивные игры»
Познакомить детей со спортивными играми со строгими правилами: футбол, волейбол, теннис, баскетбол
апрель Экскурсия в школу (спортивный, тренажерный зал, стадион)
Познакомить детей с оборудованием, спортивными помещениями для занятий спортом. Способствовать формированию стремления детей заниматься спортом, потребности в ежедневных физических упражнениях
май «Летние виды спорта»
Познакомить детей с программой Летней олимпиады, входящими в нее видами спорта и спортивными играми. Дать понятие «туризм». Способствовать формированию у ребенка потребности в движении, появлению интереса к занятиям каким-либо видом спорта.
Серия «Я и мир вокруг»
Цель: формирование представлений об окружающей среде, ее влиянии на организм человека
Срок Старшая группа
(5-6 лет) Подготовительная группа
(6-7 лет)
Тема, цель занятия Тема, цель занятия
1. 2. 3.
сентябрь «Во саду ли, в огороде»
Учить детей строить хронологические после-довательности (рост и развитие растения, процесс создания продукта). Знакомство с пользой витаминов, необходимость обработки фруктов и овощей. «Воспоминания о лете»
Закрепить представления о лете, повторить летние игры. Польза летних каникул, закаливание, плавание, солнечные ванны. Правила безопасного поведения.
октябрь «Знаки вокруг нас»
Дать понятие «знак», «символ». Роль знаков в жизни людей. Дорожные знаки. Закрепить правила безопасного поведения на улице. «Встреча с дедушкой Ау»
Дать представление о тесной взаимосвязи изменений в неживой и живой природе. Сезонные изменения. Правила поведения и безопасности в лесу, в природе.
ноябрь «Огонек»
Углубить и систематизировать знание о причинах пожара. Формировать представления детей о пожароопасных предметах. Познакомить с правилами безопасного поведения с огнем, правилами оказания элементарной помощи при ожогах. «История одного изобретения. Морская азбука»
Дать детям представление о семафорной азбуке, азбуке Морзе. Расширять представления детей о возможностях человеческого организма. Повышать уровень произвольности движений. Познакомить с правилами безопасного поведения на воде.
декабрь «Путешествие с капелькой»
Дать представления о разных видах водоемов, круговороте воды в природе. Признаки и отличия водоемов. Закрепить знания детей о необходимости беречь воду, экономного ее использования, значении воды для жизни и здоровья человека.
«В мире животных»
Дать представления о некоторых животных, их удивительных способностях. Показать роль взаимоотношений со средой обитания (на примере отдельных представителей животного мира). Закрепить правила безопасного общения с животными.
1. 2. 3.
январь «Правила дорожного движения»
Дать представления о правилах дорожного движения, правилах безопасного поведения в транспорте, на улице. «Кругосветное путешествие»
Дать представления о роли путешествий в познании людьми мира, новых открытий. Учить ориентироваться на карте мира и глобусе, показывать свою страну, город. Познакомить с названиями материков, нескольких стран, правилами безопасного поведения в транспорте
февраль «Я и другие люди»
Дать представление о кругах общения: близкие люди, знакомые, чужие. Правила поведения с незнакомыми людьми. Способы выхода из конфликтных ситуаций. «Наши возможности»
Дать представления о понятиях: правило как общая договоренность; возможность изменения правил; правила в разных сферах жизни: правила дорожного движения, безопасности, эксплуатации; закон. Учить прогнозировать возможные последствия собственных действий для себя, для других.
март «Весна идет»
Дать представление о сезонных изменениях в природе. Необходимости профилактики простудных и вирусных заболеваний. Сезонная одежда. Правила безопасности на льду. «Мой дом»
Познакомить детей с историей жилища людей разных времен. Жилище современных людей. Правила безопасности в доме, поведение в экстремальных ситуациях в быту. Знания об основных предметах, опасных для жизни и здоровья
апрель «Космическое путешествие»
Дать представление о строении Солнечной системы, дать понятие «звезда», «комета», «метеорит», «созвездие». Знакомство с первыми космонавтами. Подготовка космонавта, как пример работы над своим организмом, здоровьем. «Наша Родина – Россия»
Закрепление названий нашей планеты, страны, знаний о флаге и гербе России, гимна. Учить находить ее на глобусе и политической карте мира. Сохранение своего здоровья – долг каждого гражданина.
май Экскурсия-поход «День дерева»
Дать представления о взаимосвязи живой и неживой природы. Закрепить знания детей пород деревьев, их отличительных особенностей. Правила поведения и безопасности в лесу, в природе «Удивительные насекомые»
Закрепить знания детей о насекомых, их отличительных особенностях. Познакомить с правилами поведения и безопасности при наблюдении за насекомыми.