Шаповалова Татьяна Борисовна
Формирование творческой активности и инициативы у детей 3–4 лет в конструктивно-модельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель работы в детском саду - это воспитать ребенка, как всесторонне-развитую личность, которая могла бы самостоятельно мыслить, творчески решать различные задачи, не закрываться в себе, а наоборот, искать, находить и защищать свои знания, умения и навыки, и применять их в своей деятельности.
Одним, из основных принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС – это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Публикация «Формирование творческой активности и инициативы у детей 3–4 лет в конструктивно-модельной деятельности» размещена в разделах
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом.
Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность. Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, шишки, камни и т. П.) и бросового (картонные коробки, катушки) материала. В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать.
Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.
Для детей, которые только переступают порог детского сада, такая деятельность, как конструирование ближе всего.
Конструирование, как один из видов детской деятельности, способствует формированию самостоятельности и инициативности. Инициатива является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Инициативный ребенок – творческий, он всегда найдет, чем себя занять, быстро включается в разговор, старается решить предложенную задачу в той, или иной игровой ситуации.
Образовательная работы в моей группе построена исходя из 3 основных направлений:
1- это обогащение развивающей предметно - пространственной среды группы;
2 - образовательная работа с детьми, которая включает в себя образовательную деятельность с детьми, совместную деятельность с детьми в режимных моментах, самостоятельную детскую деятельность;
3 – это работа с родителями, т. е. привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в различных конкурсах и проектах. Родители активно живут жизнью детей в группе, и это немаловажный факт к побуждению у детей активности, творчества и самостоятельности.
*Развивающая предметно – пространственная среда по конструктивно- модельной деятельности представлена :
1. Мягким модульным конструктором.
2. Деревянными наборами «Строитель» Флериной.
3. Конструкторами «Лего» (крупные и мелкие элементы, а так же тематическими - «Ферма», «Семья», «Улица города».
4. Строительными пластмассовыми наборами из геометрических фигур.
Разнообразие строительного материала развивает творческую активность детей.
Для обыгрывания построек и создания сюжета я использую наборы мелких соразмерных игрушек – различные наборы «Дикие животные», «Домашние животные», «Растения», «Наборы человечков», «Машины».
*Основной формой взаимодействия с детьми по решению задач конструктивно - модельной деятельности является образовательная деятельность, в которой я применяю основные приемы работы: показ, анализ образца, объяснение последовательности и способов создания постройки, художественное слово.
Постановка мною проблемных вопросов позволяет детям находить самостоятельные решения, пусть даже самые очевидные и примитивные.
Большая машинка не может заехать в низкие ворота, или маленький гараж, нужно найти решение, которое поможет соотнести размеры постройки и игрушки.
Так же дети очень любят разные проблемные ситуации, когда нужно спрятать поросят от волка, построив им домик, или построить домик для зайчика, которого выгнала лиса. Дети сами предлагают решения, находят варианты, но и иногда просят помощи, если, что-то не получается.
Проблемные ситуации - Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.
В процессе конструирования по образцу я показываю детям способ выполнения работы, когда они не имеют достаточного опыта конструирования или впервые сооружают постройку. Я выполняю все действия по изготовлению конструкции, сопровождая их словами.
Прием обыгрывания созданной постройки способствует повышению интереса малышей к конструированию и помогает им включить полученные умения в самостоятельную деятельность, игру.
Дети, по собственной инициативе приносят разнообразные игрушки, которые поедут в поезде. Работая над постройкой, обыгрывая ее, я побуждаю детей к общению друг с другом, что очень важно для дальнейшего развития ребенка и его эмоционального благополучия детском коллективе.
За последние годы работы с дошкольниками я поняла: чтобы быть интересной детям
-надо быть современной. Ознакомившись с публикациями интернет
-ресурсов, с педагогическим опытом коллег по данной теме, и сделала
вывод о том, что Лего - конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. В нем кроется богатый потенциал по формированию конструктивного детского творчества, он отличается большим диапазоном возможностей.
Так началась работа по обобщению моего педагогического опыта:
«Развитие конструкторских и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования из деталей конструктора «Лего».
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.
Работа с образовательными конструкторами ЛЕГО позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.
Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.
Детские поделки использую в оформлении детского сада, организую выставки из природного материала к собраниям и праздникам.
При взаимодействии с родителями использую такие формы работы : консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания. Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей.
В группе специально отведено место, где выставляются лучшие
индивидуальные и коллективные работы детей по заданной теме. Планирую создать альбом «Лучшие постройки нашей группы».
Позитивные результаты моей работы указывают: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявляли живой интерес к знаниям.