Дарья Ковалева
Формирование творческой активности и инициативы у детей 2–3 лет в конструктивно-модельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Конструирование как один из видов детской деятельности способствует формированию самостоятельности и инициативности. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно ее творческой составляющей. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивным видам деятельности, содержательному общению; он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Публикация «Формирование творческой активности и инициативы у детей 2–3 лет в конструктивно-модельной деятельности» размещена в разделах
Методические приемы, которые я использую в своей работе с воспитанниками условно делятся на 2 группы: основные, которые можно увидеть на слайде. И приемы, способствующие развитию творческой активности и инициативы у детей 2-3 лет : это проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проблемные вопросы, игровые ситуации- мотивации, «Неправильные ситуации». И именно с помощью этих приемов я в образовательной деятельности, совместной деятельности в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности активизирую у детей стремление создавать в конструктивно- модельной деятельности образы, которые бы вызвали у них интерес, положительные эмоции побуждали бы к творческой деятельности.
В процессе конструктивно- модельной деятельности я побуждаю детей обращать внимание на эстетические выразительные и разнообразные сенсорные признаки предметов: цвет, форму, размер; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: яркость и нарядность цвета, выразительность форм, размера. С помощью красочного описания, вопросов к детям, развиваю у них умение внимательно рассматривать элементарные схемы и постройки, создаю ситуации совместного обыгрывания постройки.
Образовательная работы построена исходя из 2 основных направлений: 1- это обогащение развивающей предметно - пространственной среды группы; 2 - образовательная работа с воспитанниками, которая включает в себя образовательную деятельность с детьми, совместную деятельность с детьми в режимных моментах, самостоятельную детскую деятельность. РППС по конструктивно- модельной деятельности представлена : конструкторами «Лего» (крупные элементы, деревянными наборами «Строитель», строительными пластмассовыми наборами из геометрических фигур. Разнообразие строительного материала развивает творческую активность детей. Также в работе я использую наборы мелких соразмерных игрушек для обыгрывания построек и создания сюжета: наборы животных, матрешек, мелких машин и кукол, детской посуды и пр.
Основной формой взаимодействия с детьми по решению задач конструктивно- модельной деятельности является образовательная деятельность, в которой я применяю основные приемы работы: показ, анализ образца, объяснение последовательности и способов создания постройки, художественное слово. Постановка мною проблемных вопросов позволяет детям находить самостоятельные решения, пусть даже самые очевидные и примитивные.
Например, в образовательной деятельности «Широкая и узкая дорожка для машины» я поставила перед детьми проблемный вопрос: «Ребята, как вы думаете, какую дорожку нужно построить для маленькой машины? А большая машина сможет по ней проехать? Какую дорожку нужно построить для большой, чтобы она смогла по ней проехать?», и одновременно, побуждаю детей соотносить размер машины и дорожки, необходимой для нее.
Прием обыгрывания созданной постройки способствует повышению интереса малышей к конструированию и помогает им включить полученные умения в самостоятельную деятельность, игру.
В образовательной деятельности «Забор для утят» я использовала прием сюрпризный момент, который привлек внимание детей и заинтересовал их : я спрятала утку под салфеткой. Уточка крякала и я просила детей угадать, кто там прячется. Дети угадывали, после чего рассматривали уточку. Уточка рассказала, что отправилась искать утят, они потерялись, потому что у них нет заборчика. Уточка попросила детей построить заборчик, чтобы утята больше не терялись. В конце уточка с утятами подарили ребятам картинки с изображением утят.
В образовательной деятельности «Стульчик для матрешки» я создала проблемную ситуацию: матрешка позвала к себе гостей, но у нее не хватит стульчиков для всех матрешек. Я спросила у ребят: «Как же мы можем помочь матрешке? Ей нужны стульчики. Из чего мы можем сделать стульчики?» Для развития творческой активности и инициативы у детей я предлагаю им самим строительный материал, из которого можно сделать удобные стульчики для матрешек. Если малыш допускает ошибку, например, для большой матрешки нужен большой стульчик, а он выбирает маленький конструктор, матрешка падает со стульчика, то мы приходим к выводу, что на стульчике из более крупного материала ей будет удобнее.
Перед началом работы мы с детьми рассмотрели образец. Я задавала им вопросы во время рассматривания с целью выделения особенностей постройки в определенной последовательности.
В процессе конструирования по образцу я показываю детям способ выполнения работы, когда они не имеют достаточного опыта конструирования или впервые сооружают постройку. Я выполняю все действия по изготовлению конструкции, сопровождая их словами.
В процессе совместной деятельности в режимных моментах я часто использую прием «Неправильные ситуации», который стимулирует детей раннего возраста к самостоятельному принятию правильного ответа. Например, мы строим ворота для прокатывания мячей. Я предложила «Давайте, попробуем прокатить через маленькие воротца большой мяч». Некоторые ребята пробуют, не уловив неправильность ситуации, и у них ломается постройка, а некоторые сразу говорят, что это не выполнимо, соотнося размер постройки и обыгрываемый предмет. Также «Давайте построим маленькую кроватку и положим на нее большую куклу». Ребята «исправляют» мою «неправильную ситуацию». Строим кроватку для куклы, также соотнося размер кроватки и куклы.
Полученные на образовательной деятельности умения и представления малыши переносят в самостоятельную деятельность. Принимая непосредственное участие в играх детей, я напоминаю им, что они строили ранее, как играли с постройками и игрушками, предлагаю повторить или изменить постройку. В игре малыши одну и ту же постройку совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями. При обыгрывании постройки я подсказываю возможные действия или показываю, как это сделать, например, построили мостик и машина переехала на другой берег реки. Или, построив домик, спрашиваю у детей, кто мог бы жить в этом домике. Дети, по собственной инициативе приносят разнообразные игрушки, которые будут жить в домике. Работая над постройкой, обыгрывая ее, я побуждаю детей к общению друг с другом, что очень важно для дальнейшего развития ребенка и его эмоционального благополучия детском коллективе.