Каретина Елена Валерьевна
Формирование семантической стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование семантической стороны речи
Каретина Е. В.
МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка», г. Тамбов, elisalenasem@yandex.ru
Речевое развитие дошкольников обязательно связано с работой над содержательной стороной слова, что является важной задачей на пути формирования связной речи. Многие дошкольники испытывают затруднения в подборе лексических средств при построении связного высказывания, так как семантическому развитию не всегда уделяется должное внимание в процессе речевого воспитания. А также дети не умеют пока вычленять существенные признаки ситуации,недостаточно овладев фонетической стороной слова и пониманием его семантики.
Публикация «Формирование семантической стороны речи» размещена в разделах
В словарной работе с младшими дошкольниками основное внимание уделяется обогащению словаря за счёт знаний и представлений,которые они получают в процессе ознакомления с окружающим и за счёт активизации разных частей речи. Наша задача показать детям,что каждый предмет,его свойства и действия имеют названия. Поэтому учим детей различать предметы по существенным признакам,называть их правильно,выделять характерные признаки и качества,а также действия,которые связаны с движением,состоянием предметов,животных,человека через упражнения «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто это умеет делать?».
Уже в младшем дошкольном возрасте детей нужно знакомить с многозначными словами, сначала на основе наглядности (иголка швейная-иголка у ежа на спине - иголка у ёлки).Необходимо показать детям,что слова могут быть связаны между собой смысловыми отношениями (по сходству,по контрасту) и отношениями типа «предмет-материал» и др.
Детей нужно учить понимать семантические отношения разных частей речи в едином тематическом пространстве: мяч сделан из резины- карандаш сделан (из дерева).
Слова,относящиеся к одной части речи, могут выстраиваться в ряд:кофта,платье (юбка,брюки).
Семантическое отношение «предмет-обобщающее понятие» дети учатся понимать через упражнения:брюки-одежда,стол-мебель и т. д. Важно освоить отношения «животное –детёныш» на примере словообразования (лиса-лисёнок) и на примерах супплетивных форм (лошадь-жеребёнок); усвоить семантическое отношение «название предмета-уменьшительно-ласкательное название предмета».
Очень важно научить детей ориентироваться на коммуникативный (смысловой) центр высказывания,на его интонационное оформление. Поэтому при построении связных текстов нужно создать условия для активизации слов,связанных различными смысловыми отношениями (Красивая птичка сидит на ветке. На ветке сидит красивая птичка.)
Индивидуальные особенности овладения семантической стороной языка позволяют выделить три уровня семантического рвазвития младших школьников.
Первый уровень (высокий)-дети владеют названиями предметов,их действий и признаков,пользуются словообразовательными операциями и средствами.
Второй уровень (средний)-дети называют предметы,действия и некоторые качества. Описательные рассказы содержат названия предметов и отражают либо их действия,либо качества.
Третий уровень (низкий)-дети ипытывают затруднения при назывании предметов. их действий и особенно качеств.
Для индивидуальной работы необходимо определить критерий,который позволил бы воздействовать на становление лексико-семантической системы каждого ребёнка. Здесь важны причины,которые определяют индивидуальные различия в процессе овладения семантическими средствами родного языка,а также такие факторы, как:
• степень влияния экстралингвистических причин на речевое поведение ребёнка (ребёнок не стремится что-либо сообщить или получить новую информацию,его речь отражает лишь его субъективное состояние,что является проявлением несоответствия между речевым поведением ребёнка и другого участника коммуникации);
• автономность развития различных уровней языковой системы:фонетического,лексического,грамматического;
• уровень развития лексико-семантической системы ребёнка (здесь наблюдается как склонность к порождению повествовательных текстов, так и предпочтение строить тексты-описания).
В целях коррекции структурных особенностей лексико-семантической системы детей следует использовать интонационные средства при передаче смысловой структуры предложения.
При разработке упражнений для индивидуальных занятий с детьми учитывается роль ремы (ядро,содержание высказывания) в организации связного текста (игра «Я начну рассказ, а ты продолжи его»).Связи в лексико-семантической системе детей активизируютя также путём подбоа названий предметов,соответствующих определённым признакам или действиям («Что бывает круглым?», «Подбери существительные к глаголу «идти»).Так активизируется употребление слов. Близких по значению, по ситуации употребления;расширяется смысловое содержание слов,закрепляется и уточняется понимание значений многозначных слов (игра «Скажи какой», «Сравни кукол», «Сравни медвежат», «Назови одним словом»)
В целом словарная работа направлена на подведение ребёнка к пониманию значения слова, на обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.
Литература
1. Козырева Л. М. Развитие речи : Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития,2002.
2. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М. : Издательство Московского Психолого – социального института, 2002.